Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Городской округ Октябрьск
городской округ Октябрьск

История городского округа Октябрьск

История XVII-XIX вв.

Октябрьск — один из молодых городов Самарской области, но его история уходит своими корнями в далекое прошлое.

Долгие годы после присоединения Среднего Поволжья к России на территории края существовали только редкие казачьи зимовки и стоянки, в укромных местах прятались ватажные строения русских рыболовов, да за сотни верст приезжали сюда «наездом» мордва, чуваши и татары.

Первые поселения на месте, где сегодня располагается город, возникли в конце XVII века. Как свидетельствуют исторические документы, первым, в 1684 году, появилось «Городище» (слобода), на месте развалин татарской крепости, однако неизвестна дата ее закладки и ее характер. В слободе имелось 68 дворов, в коих проживало 300 душ. Это был один из опорных пунктов на Сызранской засечной черте для защиты от набегов ногайцев из Заволжья.

В 1695 году слобода городище была продана первым владельцем, помещиком Полуэктом Белозерцевым, Вознесенскому девичьему монастырю - слобода стала называться селом Вознесенским. Монастырь вводит и развивает ткацкое и швейное ремесла, садоводство. До сих пор существуют знаменитые «Костычевские сады».

Крестьяне окружающих деревень чаще звали его Костычи по названию продукции промысла жителей - они шили верхнюю рабочую одежду для крестьян, которая на Руси называлась костычами. Перепись населения в 1698 году насчитала 150 дворов, в них 814 человек.

Из некоторых исторических исследований можно сделать вывод, что монастырь в окрестостях слободы владел еще и так называемыми «рыбными дворами». Обязательным атрибутом рыбного двора являлся плот площадью до 200 кв.м. Это был дощатый настил, основанием которого оказывались вбитые в речное дно сваи или пришедшие в негодность струги. К плоту причаливали рыболовецкие лодки с уловом, начиналась выгрузка рыбы, ее оценка, распределение по сортам. Крупная рыба разделывалась здесь же, на настиле плота. Все остальные строения рыбного двора были огорожены забором и представляли более десятка внушительных сооружений: изб, амбаров, сараев, чуланов, ледников, сушил, поварешен и т.д.

К 1704 году официальные документы относят первое упоминание о селе Батраки. Село Батраки появляется для обслуживания волжского перевоза, для переправы товаров и скота, идущих по гужевому тракту с Урала в Москву. Батраки и Костьми к концу XVIII века входят в состав Сызранского уезда Симбирской губернии. Торговые караваны, проходящие через батракский перевоз, придавали жизни поселка коммерческий оттенок. В Батраках проводились базары. Местные товары, в том числе плодовые и овощные культуры, рыба, получали широкий сбыт и появлялись даже в Петербурге. К тому времени по административному делению Батраки и Костычи входили в состав Сызранского уезда Симбирской губернии.

Батраки развивались как центр перевалки грузов леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. В первой половине ХIХ века грузы перевозились по Волге гребными и парусными судами и баржами с конной тягой. В 1846 году началось регулярное сообщение по Волге. Позднее, когда потребность в новых видах речного транспорта стала более актуальной, по Волге открылось регулярное пароходное сообщение.

Развитие речного судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах. В 1859 г. строится пристань в Костычах. Однако, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, через который проходил Транссибирский торговый тракт, пристань из Костычей переводят западнее. Здесь речные пароходства построили склады, а их служащие — жилые дома. Так в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска — Батраки-Пристань.

История - XIX-XX века

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано — Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань — Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Позднее, в 1898 году, вводится Московско-Казанская ветка.

Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.

Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. В филиале Российского государственного архива научно — технической документации (РГАНТД) в Самаре в настоящее время на государственном хранении находятся чертежи проекта этого моста, выполненные собственноручно в 1875 г. профессором Н.А. Белелюбским. Чертежи на батистовой кальке прекрасно сохранились, а подпись Белелюбского подтверждает их подлинность.

Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е. Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II.

К району сооружения моста была проложена железнодорожная ветка для доставки строительных грузов и построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги». Часть грузов поступала по Волге. В 1876 году появляется поселок Правая Волга для его строителей. К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены 2.5 тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.

Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, материалы приобретались в Санкт-Петербурге и Москве. Было доставлено 575,3 тыс. пудов железа, 715 пудов цемента. Опоры выполнялись частично из местного жигулевского известняка и гранита, 450 тыс. пудов которого привезли из Финляндии и Рыбинска. Всего для строительства моста потребовалось 2 млн. пудов материалов.Суровый нрав зимне-весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А. Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт. Министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании его Александровским получивший название Александровский (в честь 25-летия царствования Александра II), о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали» и перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через  р. Волгу». Освятил мост епископ Серафим, присутствовали при открытии самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы.

Мост поразил воображение современников (его длина составляла 1436 м, длина каждого из 13 пролетов по 110,7 м) и долгое время считался самым большим в Европе. Вес железной части моста составил 425 тысяч пудов, а постройка его обошлась в 4 773 487 рублей 32 копейки металлическими деньгами или 7 022 698 рублей 20 копеек кредитными билетами. Впрочем, некоторые цифровые показатели в разных публикациях того времени разные...

Ведущие иностранные технические журналы дали его подробное описание уже в 1880 году. Писатель и путешественник Е.Л.Марков писал, что мост «составляет славу русского строительного искусства, и сама Европа признает это. В целом мире сыщется мало сооружений, которые могли бы стать наряду с ним по своей грандиозности».

Для улучшения перевалки грузов с пристани на станцию в 1895 г. была построена соединительная железнодорожная ветка. В 1913 г. начались работы по геологическому исследованию Батракского хребта с целью прокладки тоннеля. Необходимость его была связана с тем, что железнодорожное полотно, проходящее по Батракскому косогору, периодически разрушалось оползнями. В 1914 г. проект строительства обходного тоннеля протяженностью 10 верст был закончен. В тот же год его рассмотрела Государственная Дума, на все работы было выделено свыше 3,5 млн руб. Вскоре министерство путей сообщения приступило к строительству тоннеля. Было пройдено около 200 метров. Свыше 300 человек трудились на его прокладке, однако из-за начала Первой мировой войны строительство тоннеля было прекращено. До наших дней сохранился только заиленный вход. В 1896 году появляется телеграф, который через 3 года начинает прием телеграмм от населения.К 1897 году население составило 7563 человека.

Страницы культуры Самарской губернии (г. Октябрьск)