Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Городской округ Сызрань
городской округ Сызрань

Откуда есть пошла Сызрань

Сызрань с высоты птичьего полётаСызрань – старинный волжский город, раскинувшийся по берегам пяти рек - Волги, Кубры, Крымзы, Сызранки и Кашпира (Кашпирка).  Он отличается историко-культурной уникальностью, неповторимым природным ландшафтом, выгодным географическим положением. Он стоит на перекрёстке транспортных артерий, а потому его невозможно объехать стороной, перемещаясь с юга на север или с запада на восток нашей страны. Город сохранил традиционный архитектурный облик и имеет особую ауру намоленного места. Здесь находится более 140 памятников истории и культуры. Среди них – православные храмы, купеческие усадьбы, изумительные образцы деревянного зодчества.

Город имеет богатое культурное наследие и современную самодостаточную экономику. Её граждане – трудолюбивые и патриотичные люди, которые смыслом своей жизни считают созидательную деятельность на благо своей семьи, родного города и Великой России.

Археологические раскопки на территории сызранского кремляТерритория, на которой река Сызранка делает красивый изгиб, а затем сливаясь с водами Крымзы пополняет величественную Волгу, издревле привлекала многие народы для поселения и освоения. Археологические раскопки указывают на то, что уже 3,5 тысячи лет до н.э. в здешних местах проживала высокоорганизованная цивилизация.

Карта-схема Сызранской засечной чертыЗакладка Сызрани приходится на XVII век, и связано это с расширением границ Российского государства на восток. Опустошительные набеги кочевников, ногайских и крымских ханов, нападения лихой казачьей вольницы на торговые караваны препятствовали  развитию этих земель. Необходимо было поставить города-крепости и организовать оборонительные линии. Так возникла и Сызранская засечная черта.

Указом царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 4 июня 1683 года предписывалось симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому набрать полк из симбирских и корсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков и «иттить Сызранск строить». Для новой крепости выбрали гористое место, вблизи которого пролегала дорога на Урал, на правом берегу Волги, между речками Сызраном и Крымзой. Таким образом, крепость с трёх сторон омывалась водой и контролировала стратИсторический герб Сызрани 1780 г.егические транспортные артерии.Указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей о строительстве города

К середине сентября «город Сызран со всякими земляными и каменными и деревянными крепостьми сделали…», на что указывалось еще в одном царском указе – от 18 сентября 1683 года. Кстати, вторая российская столица – город Санкт-Петербург – была основана тем же Петром, но на двадцать лет позже Сызрани.

Общая протяженность крепостной стены 290 сажен (около 630 метров). Углы её усиливались четырьмя бревенчатыми башнями. Пятая, с крепостными воротами в центре южной оборонительной стены, была каменной. С 1688 года она упоминается под названием Спасской. Это самое старое сооружение  является ровесником Сызрани и визитной карточкой нашего исторического населенного места России.

Свое название город-крепость получил по названию реки, на которой был основан. В переводе с тюркского «сызран» – из оврага текущая, низменная.

Собирательный образ  князя Григория КозловскогоМакет деревянной крепости СызранУже в XVIII веке военная функция крепости отодвигается на второй план, а затем и вовсе утрачивается. Город быстро завоевывает статус крупного торгового центра региона. В формируемом в эти годы общероссийском рынке Сызрани отводится роль торгово-перевалочного пункта правобережья Средней Волги. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество, которое зарабатывает капитал перепродажей товаров. Скупали рыбу, икру, хлеб, калмыцкий скот в Заволжье, симбирских сёлах, а в самой Сызрани – ремесленные товары. Их везли на продажу в Москву, Петербург, Ригу, Нижний Новгород, Астрахань, Оренбург, Уральск.

В 1780 году Екатерина II учреждает герб Сызрани – чёрный бык в золотом поле – за успехи в торговле скотом и хлебом.

Торговые рядыГород славился своими ярмарками, которые со второй половины ХIX века проводились четыре раза в год.  Факт обширной торговли нашёл отражение и в названии улиц и площадей: Ярмарочная, Торговая, Хлебная площади, Торговая и Купеческая улицы.

К концу XIX века Сызрань становится самым крупным и богатым уездным городом России. Она занимает четвёртое место в Поволжье по переработке зерна, уступая лишь губернским городам – Нижнему Новгороду, Самаре и Саратову.Выгрузка хлебной баржи

Вдоль рек расположись здания мощных вальцовых мельниц купцов Чернухиных, Пережогиных, Стерлядкиных, Ильиных, Цветковых, Ревякиных и других известных в крае семей. Городская мельница и Закрымзенская слободаТорговля и мукомольное производство давали Сызрани немалый доход, и город стремительно развивался.

С момента основания Сызрани здесь стали возводиться православные храмы. В числе первых – Христорождественский собор, церкви Свято-Вознесенского мужского и Богородицкого женского монастырей, приходские храмы в честь пророка Илии, во имя Преображения Господня и Успения Божией Матери. Всего же в Сызрани было более двух десятков храмов, в том числе старообрядческие и единоверческие. Сегодня идет работа по восстановлению святынь, подвергшихся разрушению в годы советской власти.

Вознесенский мужской монастырь, Успенская церковь на ул. БольшойНа ул. Большая разместились рестораны, гостиницы, питейные заведенияВ 70-е годы XIX века в Сызрани открываются библиотека, театр, учебные заведения с неполным средним курсом, позже – гимназии и реальное училище. А в начале XX века в городе начинается настоящий строительный бум.  Возводятся  здания мельниц, других промышленных объектов, банков, страховых обществ, учебных заведений, аптек и больниц. И, конечно же, богатеющие купцы не скупились на постройку жилых особняков, которые до сих пор украшают исторический центр города. Следует заметить, что современная улица Советская – бывшая Большая – мало чем отличается от начала  прошлого века. Отстроенная практически заново после разрушительного пожара 1906 года, она до сих пор сохраняет дух благополучной купеческой Сызрани и придаёт городу  неповторимый архитектурный облик. Кстати, старинный волжский город занимает второе место в Самарской области по количеству памятников истории и культуры, взятых под охрану государства.

Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги. В 1874 году закончилось строительство Сызрано-Моршанской (позже переименованной в Железнодорожный вокзалАлександровский мостСызрано-Вяземскую) железнодорожной ветки. В 1898 году через город прошла Московско-Казанская железная дорога. Самой популярной в городе становится профессия путейца.

В 1880 году открыли для движения железнодорожный мост через Волгу близ Сызрани – Александровский. Тогда он был самым длинным в Европе  и шестым в мире – 1 верста 195 сажен. Данное инженерное сооружение сравнивали с Суэцким каналом, так как оно стало для страны своеобразными воротами на Восток.

Разветвлённая транспортная сеть послужила поводом и для размещения в Сызрани многочисленных воинских частей. Ещё в годы русско-японской войны за железной дорогой был образован сборный пункт. В июне 1904 года Николай II посетил Сызрань для воодушевления войск перед отправкой на Дальний Восток. В память о тех событиях сохранилось и название района города – Манчьжурка. Да и другие окраины имеют старинные названия – Жареный бугор, Засызран, Горшки, Питер, Молдавка…

Прибытие в город царя Николая IIК началу XX века Сызрань стал крупным промышленным и транспортным центром страны. Местные предприниматели торговали не только хлебом, но и изделиями деревообработки, строительными инструментами, а также нефтью, керосином, асфальтом. Кстати, сызранским асфальтом в те времена мостились московские улицы. Причём этот материал оказался более конкурентоспособным, нежели заграничные аналоги. А небезызвестный Нобель поставил близ города резервуары для хранения нефти, потому и цены на топливо в здешних местах были относительно низкими, что приносило несомненную выгоду предпринимателям.

К 1916 году в Сызрани насчитывалось 15 крупных промышленных предприятий с доходами не менее 20 тысяч рублей, мелких – более ста.Первая нефтяная скважина

После революции открываются крупные месторождения горючих сланцев, которые сначала используются как топливо, а затем и в медицинской промышленности, и нефти. Близ города началась промышленная добыча «чёрного золота».

Добыча сланцевВ годы Великой Отечественной войны  промышленный потенциал Сызрани возрос в пять раз за счет эвакуированных предприятий, а численность населения удвоилась. На территории города разместились некоторые центральные ведомства, которым  не нашлось места в Куйбышеве – военной столице государства.

В послевоенное время город развивался,  благоустраивался,  обрастал социальной инфраструктурой – школами, детсадами, больницами, профилакториями, кинотеатрами, базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями.

Сегодня Сызрань – самодостаточный город. Это значительный промышленный, культурный, образовательный, научный центр Правобережья Волги в ее среднем течении.

Выгрузка эвакуированного оборудованияСызранская лукаЗдесь развиты такие экономические отрасли как промышленность, строительство, энергетика, транспорт и связь, торговля, банковский и страховой сектор. Развивается  малый бизнес и предпринимательство.

Располагаясь на территории Сызранской Луки, имея неповторимый природный ландшафт, омываемый пятью реками и сохранивший исторический архитектурный облик, город Сызрань поистине является жемчужиной Самарского региона и всего Поволжья!

Страницы культуры Самарской губернии (г. Сызрань)