Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Cъезд Советов - высший орган власти

Самарская губернская земская управа и другие органы земского самоуправления были упразднены постановлением V губернского крестьянского съезда в январе 1918 года. 8 июня 1918 года в период мятежа белочехов органы местного самоуправления вновь восстановлены и просуществовали до октября 1918 года, когда после подавления мятежа земские органы были окончательно ликвидированы.

С 1917 по 1936 год высшими органами власти на местах в пределах данной территории являлись съезды Советов,а в период между съездами - их исполкомы.

До принятия Конституции РСФСР в 1918 году в вопросе о количественном составе делегатов съездов и нормах представительства руководствовались практикой дооктябрьского периода. Нормы представительства на съезды были весьма «пестрыми», например, 1 человек от 100 человек взрослого населения или 1 человек от 30 дворов и т.п.

Конституция РСФСР 1918 года обобщила полученный опыт, ввела общий порядок созыва местных съездов и установила строго определенные нормы представительства.

Губернские съезды Советов созывались из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов по расчету 1 депутат на 10 тыс. жителей, а от городов - 1 депутат на 2 тыс. жителей.

Уездные съезды Советов избирались из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат от 1 тыс. жителей. Волостные съезды Советов - из представителей сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Местные съезды Советов созывались обычно по инициативе исполкомов, избираемых на съездах. В первые месяцы после революции они собирались довольно часто, а по Конституции РСФСР 1918 года они должны были собираться: областные - не менее 2-х раз в год, губернские и уездные - 1 раз в три месяца, волостные - 1 раз в месяц.

К ведению съездов относились следующие вопросы:

  • Проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти, мероприятий по хозяйственному и культурному подъему данной территории;
  • Разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное значение;
  • Объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Конституцией была закреплена установившаяся практика многоступенчатых выборов. Непосредственно на собраниях избиратели выбирали городские и сельские Советы, а делегаты на съезды Советов избирались выборщиками низовых съездов Советов.

Было зафиксировано уже сложившееся некоторое различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Избирательное право было неравным. Рабочим предоставлялось некоторое преимущество перед крестьянами.

Согласно Конституции РСФСР 1918 года лишались избирательных прав: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (% с капитала, доходы с предприятия); частные торговцы; монахи и духовенство; служащие бывшей полиции, корпуса жандармов, охранных отделений; умалишенные и состоявшие под опекой; лица, осужденные в судебном порядке.

Конституция не устанавливала порядок голосования, выбор его был предоставлен местным Советам, но фактически почти повсеместно голосование было открытым, а не тайным.

На съездах Советов избирались исполкомы, которые являлись в период между съездами высшей властью на данной территории. Они пользовались всеми правами съездов Советов, за исключением тех вопросов, которые относились к исключительному ведению съездов Советов, а именно:

  • рассмотрение и обсуждение отчетов соответствующих исполкомов об их деятельности;
  • выборы соответствующих исполкомов и выборы делегатов на вышестоящие съезды Советов.

В первое время исполкомы представляли собой довольно многолюдные собрания. Конституция 1918 года установила следующий состав исполкомов: областной и губернский - 25 человек, уездный - 20 человек, волостной - 10 человек. Губернские и уездные, а позднее и волостные исполкомы избирали президиумы, в состав которых входили: председатель, заместители председателя, секретари, 1 - 2 члена. Президиум межу пленумами исполкома решал все текущие вопросы, контролировал деятельность всех учреждений на данной территории. Вся оперативная работа проводилась в отделах исполкома, построенных, главным образом, по отраслевому принципу. Кроме основных отраслевых отделов при исполкоме и его президиуме создавались различные органы вспомогательного характера: комиссии, комитеты, совещания и т.п.

В связи с завершением процесса районирования РСФСР и окончательным вытеснением старого административного деления: губерния - уезд - волость новым: область (край) - округ - район 1 января 1931 года ВЦИК утвердил положение о районных съездах Советов и их исполкомах. По этому Положению районный съезд Советов составлялся из представителей, избираемых всеми сельскими Советами района (1 делегат на 300 жителей), и представителей горсоветов, фабрик, заводов, совхозов, МТС, расположенных вне городских поселений (1 делегат на 60 избирателей). На съезде избирался райисполком (не более 45 чел.), который избирал из своего состава президиум (не более 9 чел.). При райисполкоме создавались отделы: общий, земельный, финансовый, планово-статистическая часть, РКИ, управление милиции и уголовного розыска, по здравоохранению, по военным делам и т.п.

Положение устанавливало обязательные для всех РИКов секции: советского строительства и контроля исполнения, промышленности, труда и снабжения, сельского хозяйства, финансово-бюджетной, народного просвещения, здравоохранения.

В 1936 году с принятием новой Конституции СССР, а затем и Конституции РСФСР съезды Советов были упразднены.

На селе вся полнота власти принадлежала сельсоветам. Они являлись низовыми органами единой системы Советов. Образовались сельсоветы в январе-марте 1918 года. Сельсоветы формировались путем избрания жителями села, реже - путем назначения волостным исполкомом. Конституционное оформление сельсоветы получили в Конституции РСФСР 1918 года. Сельсоветы избирались по нормам 1 депутат на каждые 100 человек населения, но так чтобы общее число депутатов было не менее 3-х и не более 50-ти. Сельсоветы имели 3-х месячный срок полномочий, а с 1922 года срок был продлен до 1 года. Сельсоветы созывались исполкомом, который вел всю текущую работу и избирался в составе не более 5 человек. С 1924 года сельсоветы получили право создания в качестве вспомогательных органов различных комиссий, секций для привлечения к своей работе актива сельской общественности, а с 1931 года - издавать обязательные постановления, налагать административные взыскания.

Городские советы возникли раньше других. Во время революции вся власть сосредоточилась в руках горсоветов и распространялась на всю территорию губернии или уезда. В дальнейшем власть горсоветов ограничивалась рамками города.

Конституция РСФСР 1918 года установила следующие правовые нормы для горсоветов: 1 депутат на 1000 человек населения, но при этом не менее 50-ти и не более 1000 членов. В городах с населением до 10 тыс. чел. - 1 депутат на 100 человек населения, но при этом не менее 3-х и не более 50 депутатов. Срок полномочий - 3 месяца. Горсовет для текущей работы избирал исполком от 3 до 15 членов. В крупных городах создавались райсоветы. Райсовет также избирал исполком.

В составе исполкома горсоветы создавали необходимое количество отделов, кроме того, создавались различные вспомогательные комиссии, секции, депутатские группы и т.п.

С 1925 года Советы образовывались во всех городах и рабочих поселках. Избирались они уже на 1 год по разным нормам представительства в зависимости от численности населения. Из своего состава горсоветы избирали президиум (не более 11 человек). Совет созывался президиумом не реже 1 раза в месяц. Горсоветы посылали делегатов на уездные, губернские, краевые съезды Советов.

Исключительное право горсовета:

  • утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
  • избрание делегатов на съезды Советов;
  • рассмотрение плана работ пленума и секций.
  • Были установлены следующие секции горсовета: коммунального хозяйства, финансово-бюджетная, народного образования, здравоохранения, кооперативно-торговая.

8 февраля 1928 года ЦИК СССР издал «Основные положения об образовании в Союзе ССР городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». Они указывали, что за горсоветами закрепляются все предприятия, строения, земли, входящие в пределы городской черты, и подтверждали, что руководящим органом горсовета является его пленум (собирается не реже 1 раза в месяц); исполнительным органом - президиум, избираемый на пленуме. Горсоветы самостоятельных отделов не образовывали, за исключением коммунального. По всем другим отраслям хозяйства управление осуществляли отделы соответствующего исполкома. В 1929 году было разрешено горсоветам крупных городов создавать, кроме коммунального, и другие отделы.

С 1933 года компетенция горсоветов была расширена, был внесен в организацию их работы ряд новых моментов и установлено 2 типа горсоветов: первый - республиканского и областного подчинения, второй - районного подчинения.

При горсоветах, подчиненных непосредственно краевым и областным исполкомам, образовывались отделы: коммунальный, финансовый, снабжения, РКИ, труда, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения. При президиумах этого типа Советов образовывалась плановая комиссия и орготдел. При горсоветах, подчиненных РИКам, создавались отделы: коммунальный, финансовый, народного образования и инспекции: труда, здравоохранения и социального обеспечения, при президиумах  - плановая комиссия. При Советах городов, к которым были присоединены сельские местности, образовывались земельные отделы. Усилилось значение пленумов горсоветов. К исключительному ведению пленума горсовета были отнесены вопросы плана, бюджета, заключения займов, перепланировки города и т.п.

В Самарской губернии съезды Советов созываются с 1917 года. В ночь на 27 октября 1917 года состоялось совместное заседание Советов рабочих и солдатских депутатов, полковых и заводских комитетов, комитетов железнодорожного и почтово-телеграфного союзов, на котором была провозглашена Советская власть и образован Революционный комитет (Ревком). В состав Ревкома вошли: В.В. Куйбышев, М.П. Герасимов, С.Я. Тиунов (большевики); П.П. Митрофанов, С.Н. Васильев (меньшевики) и В.А. Кузьмин (максималист). Совет крестьянских депутатов отказался дать в ревком своих представителей. 29 октября 1917 года ревком выпустил листовку с сообщением о переходе власти в Самаре к Советам.

Ревком созвал 1 губернский съезд Советов, который состоялся 6 - 11 декабря 1917 года. В работе съезда приняли участие делегаты:

  • от Самары - 10
  • Бузулука  - 6
  • Бугуруслана - 7
  • Сергиевского завода взрывчатых веществ - 6
  • гарнизона Тоцкого военнного лагеря - 3
  • Николаевска - 5
  • Ставрополя - 4
  • Новоузенска - 3
  • Бугульмы - 1
  • Мелекеса - 1
  • Покровска - 1

Так, например, от Ставропольского Совета рабочих депутатов был делегирован член Совета Нестеров Петр Васильевич, от Ставропольского Совета солдатских депутатов - солдат Ставропольского этапно-ветеринарного лазарета, член Совета Чернышев, солдат Ставропольского отделения конского запаса, член Совета Дмитриев; от Совета рабочих и солдатских депутатов Сергиевского завода взрывчатых веществ Федор Алексеев, Стефанида Ушакова, Крутилин, Миролюбов, Наумов, Хиневих.

На повестке дня съезда стояли следующие вопросы:

  • Доклады с мест
  • Текущий момент
  • О власти
  • Выборы исполкома
  • Продовольственный вопрос
  • Земельный вопрос
  • Текущие дела

Съезд постановил, что губернский съезд Советов избирает исполнительный комитет (губисполком), который состоит из30 человек (15 крестьян и 15 - от Совета рабочих и солдатских депутатов).

Съезд избрал в состав губисполкома: Галактионова А.П., Куйбышева В.В., Тиунова, Кузьмина, Герасимова, Тихонравова, Чернышева, Теплова, Батурина, Самсонова и других. Председателем губисполкома был избран В.В. Куйбышев, товарищами председателя (заместителями) - Герасимов и Самсонов.

14 января 1918 года губисполком принял «Декрет о власти в губернии», согласно которому все органы городского и земского самоуправления распускались и власть переходила на местах к Советам.

24 января 1918 года губисполком утвердил «Конституцию губернской власти» со следующими основными положениями:

  1. Губисполком является исполнительным органом съезда Советов;
  2. В период между съездами он обладает правами верховного законодательного органа губернии;
  3. Президиум губисполкома, состоящий из 5 человек (председатель, 2 заместителя и 2 секретаря) готовит материалы к заседаниям губисполкома, руководит этими заседаниями и образуемыми губисполкомом комиссиями. Президиум не несет никаких исполнительных функций.

На повестках дня первых губернских съездов стояли, в основном, такие вопросы, как:

  • Доклад о деятельности губисполкома;
  • Доклады с мест;
  • Текущий момент;
  • Земельная политика;
  • Продовольственный вопрос;
  • Текущие дела;
  • Выборы губисполкома и делегатов на Всероссийский съезд Советов.
  • Позднее в повестку дня съездов стали выноситься вопросы:
  • Отчет об исполнении бюджета прошлого года;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета наступившего года;
  • О кооперации;
  • Состояние и перспективы развития сельского хозяйства;
  • Состояние местной промышленности;
  • Упрощение советского аппарата и борьба с бюрократизмом и другие вопросы.

В декабре 1918 года состоялся IV губернский съезд Советов. Одна из главных задач съезда - коренная реорганизация деревенских комитетов бедноты на местах. Из созданных наспех в начале Октябрьской революции комитетов бедноты нужно было создать нормальные, на выборных началах, стройные, работоспособные Советы бедноты в союзе со средним крестьянством с целью организации власти на местах.

На съезд съехалось 255 делегатов, из них: коммунистов - 174, сочувствующих - 74, левых социал-революционеров - 1, беспартийных - 6. Делегаты были разбиты на 3 секции: социальная, продовольственная и экономическая. Каждая секция была ознакомлена с докладом соответствующих отделов и выносила те или иные постановления. Съездом были приняты ряд важных постановлений по социальному вопросу; об открытии рабоче-крестьянского университета; о расширении сети школ; об охране младенчества и материнства; об оказании помощи военнопленным, возвращающимся на родину, и др.

На последнем заседании съезда был избран губисполком в количестве 25 человек (все коммунисты).

В ноябре 1919 года состоялся V губернский съезд Советов, на который съехалось 260 делегатов (подавляющее большинство - коммунисты).

В президиум съезда вошли: Галактионов, Сокольский, Лычев. На съезде избран губисполком в количестве 25 человек, в который вошло значительное количество представителей из уездов. В первый раз организационным путем избрана делегация от Самарской губернии на Всероссийский съезд Советов в количестве 32 человек.

В июне 1920 года состоялся VI губернский съезд Советов, на котором председательствовал Галактионов. Были проведены выборы губисполкома, в состав которого вошли: Григорий Соколов - председатель СНХ, Сокольский Владимир, Сперанский - член губисполкома, Галактионов - член губисполкома, Дейких - заместитель губпродкомиссара, Милонов  - председатель профессионального Союза, Минкин - заведующий земотделом, Белугин  - заместитель председателя губисполкома, Рязанов - бывший председатель Бугурусланского исполкома, Пастухов - рабочий авто-тракторных мастерских, Вершинин - председатель губпотребсоюза, Яшин - член союза металлистов и член президиума исполкома, Абрамов - председатель союза железнодорожников, Сиротин - помощник заведующего партшколой, Калугин - член комитета государственных учреждений, Тарыгин - председатель союза металлистов, Добролюбов, Старожилов - председатель Бузулукского уездкома и другие.

Следующие губернские съезды советов состоялись:

  • VII - в декабре 1920 года
  • IX - в декабре 1921 года
  • X - в декабре 1922 года
  • XI - в декабре 1923 года
  • XII - в апреле 1925 года
  • XIII - в марте 1926 года
  • XIV - в марте 1927 года.

На ХI губернском съезде Советов, к примеру, присутствовало 227 делегатов с решающим голосом, в том числе:

  • от Самарского горсовета - 38
  • Самарского уезда - 38
  • Балаковского уезда - 7
  • Бугурусланского уезда - 51
  • Бузулукского уезда - 41
  • Мелекесского уезда - 29
  • Пугачевского уезда - 23 и 8 человек от уездов с правом совещательного голоса.

Председателем губисполкома был избран Голощекин Филипп Исаевич, который избирался председателем губисполкома и на ХII съезде Советов, состоявшемся в апреле 1925 года.

Характерен для того времени состав членов Самарского губисполкома XII созыва:

Всего членов - 51, из них:

  • мужчин - 47, женщин - 4
  • рабочих - 17, в т.ч. от станка - 7
  • крестьян - 15, в т.ч. от сохи - 10
  • служащих - 19
  • членов ВКП(б)  - 32
  • беспартийных - 19
  • русских - 41
  • других наций - 10.

На XIV губернском съезде Советов присутствовало 283 делегата (234 чел. от уездных съездов Советов, 49 - от горсоветов), из них:

  • мужчин - 249, женщин - 34
  • по национальности: русских - 217, национальных меньшинств - 66
  • по социальному положению: крестьяне - 104, сельхозрабочих, батраков и домрабочих - 7, все прочие рабочие - 40
  • рабочие, занимающие административно-хозяйственные посты по выборам и выдвижению - 8, кустари и ремесленники - 2
  • учителя, врачи, агрономы - 8, служащие - 104, красноармейцы - 10
  • по партийности: членов и кандидатов в члены ВКП(б) - 165, ВЛКСМ - 8, беспартийных - 110
  • избранные на губернский съезд в первый раз - 171

На съезде были избраны: президиум съезда в составе 33 человек (Куйбышев, Филлер - от Центра, Нейбах, Ефремов, Кислов, Андронов, Модало, Седякин, Маментьев, Тормасова и др.); секретариат съезда - 6, мандатная комиссия - 7, редакционная комиссия - 5 человек.

С приветственным словом к делегатам съезда обратился на итальянском языке (обращение переводилось на русский язык) от имени ЦК Компартии Италии член ЦК МОПРа тов. Роберти.

Губисполком был избран в составе 61 человека: Нейбах - председатель губисполкома, Палькин - секретарь губисполкома, Капралов - председатель губплана, Мундецем - заведующий губфинотделом, Брычкин - заведующий губвнуторгом, Барков - председатель губсуда, Кульманов - заведующий орготделом ГИКа, Баскин - заведующий губстатотделом, Тулайков - профессор, Рассадина - работница трубзавода, Хмылев - рабочий депо железной дороги, Фадеев - председатель Пугачевского УИКа, Леднев - председатель Самарского УИКа, Маркин, Юсупов, Дробышев, Климов, Кудашев - крестьяне и другие.

XIV губернский съезд Советов выдвинул перед губинсполкомом нового созыва ряд задач в областях сельского хозяйства, промышленности, торговли, коммунального хозяйства, дорожного строительства, местного бюджета, народного образования, здравоохранения, борьбы с безработицей и организации социальной помощи, революционной законности, кампании по сельхозналогу и сбору семенной ссуды, военной работы, работы различных добровольных обществ, советского строительства и плановой работы.

Так, например, в области промышленности одной из важнейших задач в работе губисполкома должна была стать забота о всемерном росте и развитии местной промышленности. Съезд предложил исполкому, учитывая тяжелое положение в местной промышленности, все средства, получаемые в виде прибыли от промышленности, направлять на восстановление ее основного капитала и принять вместе с тем меры по усилению долгосрочного кредитования промышленности и установлению контроля за расходованием средств, отпускаемых на ремонт и восстановление промышленных предприятий. В области дорожного строительства съезд поручил губисполкому «... во всю ширь ставить вопрос, как перед Центром, так и местными советскими органами о всемерном усилении дорожного строительства, активно вовлекая в это дело само крестьянское население»; в области местного бюджета съезд предложил губисполкому добиться бездефицитности бюджета, стремиться к сокращению доли административных расходов в бюджете.

Губисполком, избираемый на губернских съездах Советов, являлся в период между съездами высшей властью в губернии. Он пользовался всеми правами съездов Советов, за исключением тех вопросов, которые относились к исключительной компетенции съездов:

  • рассмотрение и обсуждение отчетов губисполкома о его деятельности;
  • выборы губисполкома и выборы делегатов на Всероссийский съезд Советов.

Губисполком с самых первых дней проводил работу по усилению Советской власти в губернии, по восстановлению народного хозяйства, по созданию сельскохозяйственных коммун, по организации комитетов бедноты, по мобилизации в армию рабочих и служащих для борьбы с Колчаком и Деникиным, по борьбе с голодом и другим направлениям.

Деятельность губисполкома отражена в протоколах заседаний губисполкома, его пленумов и президиума. На этих заседаниях рассматривались такие вопросы, как:

  • О роспуске Учредительного собрания;
  • О реквизиции (топлива, хлебопекарен, лошадей и др.);
  • Об организации общественных работ для безработных и установлении льгот для безработных;
  • Об организации власти в губернии;
  • О ликвидации или упразднении, реорганизации учреждений и организаций;
  • О конституции губернской власти;
  • Об отпуске кредитов учреждениям, организациям и предприятиям и выделении средств на различные мероприятия;
  • О созыве съездов Советов, сессий и пленумов губисполкома;
  • Об экономическом и политическом положении уездов губернии;
  • О деятельности и результатах ревизий учреждений, организаций и предприятий, комиссий, губотделов, исполкомов, волисполкомов;
  • Об административно-территориальном устройстве губернии;
  • О состоянии различных отраслей народного хозяйства губернии;
  • Об установлении налогов, их взимании, поступлении, отмене, о налоговых льготах;
  • О борьбе с контрреволюцией;
  • О созыве уездных и волостных съездов Советов;
  • О созыве профессиональных съездов, конференций и др.;
  • О размещении в Самаре госпиталей;
  • Об объявлении на военном положении Самарской губернии и уездов и снятии военного положения;
  • О мерах борьбы с дезертирством;
  • Об организации работ по сооружению Волго-Донского канала;
  • О выборах Советов;
  • Об издании газет, журналов и прекращении их изданий;
  • О размещении беженцев и реэвакуации беженцев, о переселенцах;
  • О ценах;
  • О принятии мер по борьбе с бандитизмом;
  • О положении на фронтах;
  • О мероприятиях по борьбе с холерой и другими эпидемиями;
  • О продовольственном положении губернии, уездов;
  • О выполнении продразверсток и посевных кампаний по уездам;
  • О борьбе с голодом и помощи голодающим и мерах борьбы с последствиями голода;
  • О закрытии церквей;
  • О национализации мелких и кустарных предприятий;
  • О принятии в гражданство РСФСР иностранцев;
  • О составе народных судей, различных советов, коллегий организаций и учреждений;
  • О состоянии посевов по губернии и итогах посевных кампаний;
  • О местном бюджете Самарской губернии и уездов и о ходе и итогах выполнения бюджетов;
  • Об упрощении советского губернского аппарата;
  • О борьбе с детской беспризорностью;
  • О заключении коллективных договоров советскими органами;
  • О борьбе с самогоноварением;
  • О выполнении продналога;
  • Об организации детских колоний;
  • О проведении хлебных займов;
  • О муниципализации частновладельческих домов и построек;
  • О демуниципализации домов;
  • О переименовании улиц г. Самары;
  • О районировании г.Самары на судебные и следственные участки;
  • О материальной помощи пролетариату Японии, пострадавшему от землетрясения;
  • Об установлении размеров зарплаты работникам просвещения;
  • О годовых контрольных цифрах народного хозяйства Самарской области и многие другие вопросы.

Кроме губернских съездов проводились также уездные и волостные съезды Советов. Их численность зависела от территориального устройства губернии.

До 1919 года Самарская губерния имела в составе 7 уездов, а в 1919 году их было 9: Бугульминский, Бугурусланский, Бузулукский, Пугачевский, Новоузенский, Самарский, Мелекесский, Екатеринштадтский и Ровненский, в составе которых числилось 435 волостей.

В 1923 году в состав Самарской губернии входили: Балаковский, Бугурусланский, Бузулукский, Мелекесский, Пугачевский, Самарский и Ставропольский уезды, а в 1924 году уездов стало 5: Самарский (22 волости), Бузулукский (22 волости), Пугачевский (28 волостей), Бугурусланский (26 волостей), Мелекесский (19 волостей).