Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Образование Самарской губернии

По административно - территориальному делению 1775 года вся территория России делилась на губернии и уезды. С 1796 года по 1851 год Самара была уездным городом Симбирской губернии с населением 15 тыс. человек, городом управлял городничий.

6 декабря 1850 года был издан указ сената об открытии с 1 января 1851 года Самарской губернии. В состав новой Самарской губернии вошли 3 уезда Оренбургской губернии (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), 2 уезда Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский), Ставропольский уезд Симбирской губернии и лежавшие на левом берегу Волги части Самарского и Сызранского уездов, из которых был образован Самарский уезд. Уезды делились на волости. Впоследствии границы губернии подвергались изменениям. В составе 7 уездов Самарская губерния находилась до 1919 года, а изменения происходили только в волостном делении.

Самара, став губернским городом, получила такое же административное устройство, как и другие губернские города. Главой местной администрации являлся губернатор, который назначался царем по представлению Министерства внутренних дел и являлся представителем верховной власти в губернии. Подчинялся губернатор МВД, в ведении которого в тот период были и административно-хозяйственные дела. Свои функции губернатор выполнял с помощью местных административных учреждений: губернского правления и канцелярии губернатора, которые просуществовали с момента образования губернии до февраля 1917 года.

Губернское правление осуществляло функцию управления и надзора в губернии, занималось обнародованием законов, указов сената и распоряжений правительства, а также разрешало вопросы о спорах между уездами. Во главе правления стоял губернатор.

Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. В общее присутствие входили: вице-губернатор, советники, губернский инженер, губернский архитектор, губернский землемер, губернский тюремный инспектор, губернский врачебный инспектор. Решения общего присутствия протоколировались в журналах присутствия.

Канцелярия губернского правления имела 4 отделения, а внутри отделения делились на столы (отделы).

  • 1 отделение - распорядительное - занималось обнародованием законов, указов царя и сената, циркуляров МВД и всех распоряжений губернского начальства, определением на службу и увольнением чиновников, ведением личных дел всех чинов и канцелярских служащих. Оно наблюдало за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, занималось вопросами губернского здравоохранения, отвечало за наградные и пенсионные дела, собирало сведения о народонаселении, о заграничных выходцах, находившихся в губернии, о торговле, промышленности. Данное отделение возглавлял вице-губернатор.
  • 2 отделение - хозяйственное - занималось наблюдением за устройством городов и селений, за содержанием в исправности дорог, мостов, перевозов, учреждением и содержанием городской стражи; ведало взысканием всех штрафов, гербовых пошлин и казенных начетов; занималось рассмотрением смет городских доходов и расходов.
  • 3 отделение - судное - осуществляло надзор за успешным и правильным движением судебно-полицейских и следственных дел, за исполнением нотариусами и маклерами их обязанностей.
  • 4 отделение - определяло права и обязанности губернатора, вице-губернатора и других членов правления и осуществляло связь администрации с финансово-хозяйственными органами губернии.

В 1865 году были учреждены еще 2 отделения: строительное и врачебное, а впоследствии  - межевое и тюремное отделения.

На содержание губернского правления в этот период отпускалось 27471 рубль. Располагалось оно в самом крупном здании Самары того периода, на углу ул. Казанской (ныне ул. А. Толстого) и ул. Успенской (ныне ул. Комсомольской).

Канцелярия губернатора была исполнительным, единоличным аппаратом губернатора и осуществляла контроль за политической и экономической деятельностью губернии. Канцелярия губернатора состояла из 4 столов (отделов), которые выполняли следующие функции:

  • 1 стол - административно-управленческие функции;
  • 2 стол - ведал выдачей внутренних и заграничных паспортов, землеустройством переселенцев, собирал и анализировал сведения о всех происшествиях в губернии, ведал личным составом канцелярии губернатора;
  • 3 стол - ведал вопросами политического характера (гласное и негласное наблюдение за эмигрантами, иностранцами и российскими гражданами, собирал сведения о политической благонадежности);
  • 4 стол - ведал финансово-хозяйственными делами канцелярии губернатора.

Первоначальный штат, как канцелярии губернатора, так и губернского правления, был составлен из чиновников, служивших ранее в уездных учреждениях г. Самары. Вскоре такой состав вызвал недовольство губернатора, так как выявился недостаток опытных и добросовестных чиновников. Но состав местных правительственных учреждений был качественно улучшен только в 1853 году с приходом на пост губернатора К.К. Грота.

В 1861 году была проведена крестьянская реформа, отменившая крепостное право в России, в затем - в 1864 году - были проведены земская и судебная реформы. Все эти реформы укрепили правительственный аппарат и расширили права местных учреждений. Главой местной администрации по-прежнему оставался губернатор. Согласно “Положению об отмене крепостного права” 1861 года низшей административной единицей крестьянского самоуправления 2-ой половины XIX - нач. ХХ века являлись волости, в которых были созданы сословные учреждения: сельские и волостные сходы и волостные правления. Просуществовали они до февраля 1917 года и упразднены были Временным правительством.

Каждое сельское общество, включавшее одно или несколько селений, имело сельский сход, который выбирал сельских должностных лиц - сельских старост. Они, в свою очередь, подчинялись волостному старшине. Волостной сход состоял из выборных сельских старост, а также из крестьян, избираемых от каждого селения или поселка по одному человеку от каждых 10 дворов. Волостной сход выбирал волостного старшину на 3 года, который являлся главным начальником из крестьян в волости, он осуществлял административно-судебные функции и объявлял законы. Решения схода считались законными, если на сходе присутствовали волостной старшина и не менее двух третей выбранных крестьян.

Исполнительным органом крестьянского сословного управления было волостное правление. Волостное правление состояло из волостного старшины, всех сельских старост, сборщиков податей, 1 - 2 заседателей и писаря. Ведало волостное правление взысканием продовольственных долгов с крестьян, учетом сельских должностных лиц, земельных наделов, выдачей мелкого кредита, состоянием и движением местных продовольственных запасов, целым рядом других вопросов и вело довольно значительное делопроизводство.

Мысль о необходимости земской реформы в России возникла в ходе подготовки крестьянской реформы 1861 года. 23 октября 1859 года в Высочайшем повелении было постановлено подготовить проект преобразования губернского управления, в котором предусмотреть степень участия каждого сословия в хозяйственном управлении губернии - уезда. Выполнение этой задачи было возложено на комиссию о губернских и уездных учреждениях под председательством сперва Н.А. Милютина - товарища министра внутренних дел, а потом министра внутренних дел П.А. Валуева. Проект, подготовленный комиссией, был одобрен в Совете министров, получил Высочайшее одобрение и в мае 1863 года окончательно утвержден Государственным Советом. 1 января 1864 года Положение о земских учреждениях получило силу закона; Высочайшим указом было предписано ввести его в действие сначала в 33 губерниях.

Основной задачей реформы было «по возможности полное и последовательное развитие начала местного самоуправления». Земские органы самоуправления учреждались для выполнения «земских польз и нужд» -осуществления руководства хозяйственными делами: строительством и управлением местных дорог, школ, больниц, благотворительных учреждений, заведования продовольствен-ным делом, организацией поземельного кредита, пропаганды агрономических знаний, улучшением кустарной промышленности, организацией земской статистики, страхованием и т. п. вопросам.

Земские учреждения по масштабу деятельности делились на уездные и губернские. Аппарата земства состоял из распорядительных органов - губернских и земских собраний и исполнительных органов - губернских и земских управ. Для выполнения своих хозяйственных задач земства получили право облагать население специальным земским сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных в уездное земское собрание создавались три избирательных съезда: землевладельцев (главным образом помещиков), от городского общества и от сельских обществ. Для избирателей съезда землевладельцев устанавливался определенный земельный ценз, который колебался в зависимости от местности (от 200 до 800 десятин). Съезды от городского общества представляли городских избирателей, располагавших гильдейским свидетельством или промышленным и торговым предприятием с годовым оборотом в 6000 рублей. Для третьего избирательного съезда устанавливалась многостепенная система выборов: сельский сход - волостной сход - уездный съезд, позволявшая отобрать в состав уездного земского собрания наиболее благонадежных крестьян.

В губернское земское собрание гласные избирались уже из числа гласных уездных земских собраний: по несколько человек от каждого уезда. Земские собрания - губернские и уездные - избирали на своих сессиях исполнительные органы: губернскую и уездные земские управы, которые и вели всю текущую работу. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые не только руководили деятельностью названных учреждений, но и представительствовали от имени земства в местных правительственных учреждениях (присутствиях). Председателями земских собраний (губернских и уездных) были, как правило, предводители дворянства (губернского и уездных соответственно) и утверждались: председатели уездных управ - губернатором, а губернской управы - министром внутренних дел.

Губернские и уездные собрания проводили сессии (очередные и чрезвычайные): очередные - 1 раз в год, чрезвычайные -по мере надобности.

Положением 1864 года было установлено, что земские учреждения «в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно», но в то же время правительственная власть в лице губернаторов и министра внутренних дел контролирует их действия, главным образом, с точки зрения соблюдения законности.

Однако, в 1890 году было принято новое Положение о земском самоуправлении, которое значительно усилило контроль со стороны правительства не только за «законностью», но и за «целесообразностью» действий земства. При губернаторах были созданы специально для этого губернские по земским делам присутствия. Постепенно из ведения земства убирался ряд дел, которыми они занимались с начала своей деятельности. Так, законом от 12 июня 1900 года земства были отстранены от продовольственного дела. Этим же законом введена предельность земского обложения, значительно стеснившая финансовую базу земской деятельности. Все эти ограничения превратили земства в исполнительные хозяйственные органы при местных администраторах.