Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Cтруктура и полномочия исполнительных комитетов

По-прежнему в период между съездами Советов высшим органом власти в области (крае)  был исполнительный комитет, избираемый на съездах, к функциям которого относилось следующее:

  1. Руководство, направление и объединение деятельности всех органов Советской власти, учреждений и предприятий в соответствии с действующим законодательством;
  2. Проведение в жизнь декретов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов;
  3. Принятие мер по развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей хозяйства и социально - культурной жизни;
  4. Проведение выборов в Советы и созыв съездов Советов;
  5. Обеспечение революционной законности;
  6. Борьба с контрреволюцией и охрана революционного порядка, спокойствия и безопасности.

Исполком имел права на:

  1. Утверждение постановлений по вопросам своей компетенции, обязательных для всех органов;
  2. Издание обязательных постановлений с установлением за их нарушение ответственности в административном или в судебном порядке;
  3. Отмена, изменение постановлений всех нижестоящих съездов и их исполкомов  (окружных, районных) ;
  4. Контроль и ревизия деятельности всех органов, подчиненных исполкому;
  5. Непосредственный контакт с вышестоящими органами по всем вопросам жизни области (края) ;
  6. Возбуждение ходатайств об отмене постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, если они признаны нецелесообразными в местных условиях.

Заседания областного (краевого)  исполкома проходили не реже одного раза в три месяца. В его заседаниях участвовали с правом совещательного голоса заведующие отделами, управлениями и другими организациями исполкома, уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов, представители областного (краевого)  Совета профсоюзов, областного (краевого)  кооперативного Совета, прокуратуры.

Для рассмотрения наиболее важных для области (края)  вопросов созывались расширенные заседания исполкома с привлечением к участию в них представителей местных Советов и исполнительных комитетов и других лиц по усмотрению обл (край) исполкома. Все участвующие в заседаниях исполкома кроме членов обл (край) исполкома имели совещательный голос.

Для руководства всей текущей работой по управлению областью или краем и проведения в жизнь декретов и постановлений высших органов власти исполком из своего состава избирал президиум, который в период между заседаниями исполкома пользовался его правами за исключением права принятия областного (краевого)  бюджета. В целях разгрузки президиума исполкома от рассмотрения ряда мелких, формальных и непринципиальных вопросов, требовавших, однако, по установленному порядку, санкции президиума, был выделен Малый президиум, который представлял свои протоколы заседаний на утверждение Большого президиума. Заседания Большого и Малого президиумов проводились с августа 1928 года по апрель 1934 года. С апреля 1934 года стали проводиться заседания президиума и распорядительные заседания президиума.

Структура облисполкома в период его организации:

  1. Председатель, два заместителя, секретарь;
  2. Управление делами: управделами и его заместитель, секретная часть, машинное бюро, архивариус, финансово - хозяйственная часть;
  3. Административная комиссия;
  4. Организационный отдел: заведующий отделом, старший инструктор, инструкторы, уполномоченный по делам национальных меньшинств, заведующий информацией, информаторы, статистики, юрисконсульт, секретарь, редактор, картограф;
  5. Совет физкультуры;
  6. Областная арбитражная комиссия;
  7. Управление областного инженера.

Структура крайисполкома стала намного сложнее. Она состояла из следующих подразделений и за весь период деятельности крайисполкома значительных изменений не претерпела:

  1. Председатель, четыре заместителя, секретарь, технические секретари;
  2. Секретариат: консультантская часть, протокольная часть, общая часть, машинное бюро, финансовая часть, иностранная часть, промышленный сектор, сектор хозяйственного управления, сельскохозяйственный сектор, бюро контроля и проверки, авиапорт, гараж, административный сектор (1931 - 1934 гг.) , бюро жалоб;
  3. Организационный отдел: организационно - инструкторский сектор, информационно - статистический сектор, сектор кадров, группа заочного обучения. С 1932 года структура отдела изменилась и стала состоять из общего сектора с организационным совещанием и технической редакцией журнала “Путь Советов”, сектора советского строительства, сектора кадров с группой заочного обучения и школой советского строительства, 8 административно - территориальных секторов;
  4. Нацменотдел: инструкторский сектор, комитет по проведению нового латинизированного алфавита среди тюркско - татарских и других национальностей РСФСР, преходящих на латинизированный алфавит (с 1936 года.) ;
  5. Постоянно действующие комиссии и комитеты при президиуме крайисполкома:
    • Комитет исполнения (1931 - 1934 гг.) ;
    • Экспертное совещание;
    • Комитет ВТУЗов и ВУЗов;
    • Комитет по топливу;
    • Комитет местного Совета по перевозке;
    • Комиссия по вербовке рабочей силы;
    • Административная комиссия при организационном отделе;
    • Краевая правительственная комиссия бывших красноармейцев - партизан;
    • Комиссия по рассмотрению жалоб лишенных избирательных прав;
    • Комиссия по рассмотрению религиозных вопросов;
    • Краевая комиссия по госкредиту;
    • Комиссия по фонду В.И. Ленина;
    • Крайсовет физической культуры.

Обязанности между председателем, его заместителями и секретарем распределялись следующим образом. В ведении председателя крайисполкома находились следующие вопросы:

  • общее руководство всей работой крайисполкома;
  • подготовка к заседаниям Большого и Малого президиума;
  • руководство комиссией исполнения, краевым комитетом всеобуча;
  • вопросы индустриализации, сельского хозяйства;
  • уполномфонд СТО, экспортное совещание, суженный президиум, ОГПУ, КрайРКИ, суд и прокуратура.

В ведении первого заместителя: общее руководство при отсутствии председателя, руководство финансами, банками, сберегательным делом, комиссией содействия по займу, геологоразведочным делом, трудом, страхованием, топливом, руководство крайпланом, физкультурой, сланцами, лесозаготовками, связью, телеграфом, авиатранспортом, печатью и полиграфией.

Второй заместитель: руководство промышленностью, строительством, комитетом по стандартизации, кооперации многопромысловой и лесной, кустарно - промысловым комитетом, коммунальным отделом, жилищной кооперацией.

Третий заместитель: вопросы заготовок, торговли, снабжения, арбитража, дорожного строительства.

Четвертый заместитель: руководство собесом, инвалидной кооперацией, рассмотрение жалоб крестьян и лишенцев, руководство комитетом общественного питания, комиссией по делам красноармейцев - партизан.

Ответственный секретарь крайисполкома занимался общим руководством по крайисполкому, оргмассовой работой, нацменотделом, здравоохранением, комитетом ВТУЗов и ВУЗов.

В период деятельности Средне - Волжского облисполкома существовали следующие областные отраслевые отделы и управления:

  1. Совет народного хозяйства.
  2. Земельное управление.
  3. Отдел торговли.
  4. Финансовый отдел.
  5. Отдел труда.
  6. Отдел коммунального хозяйства.
  7. Отдел народного образования.
  8. Отдел здравоохранения.
  9. Отдел социального обеспечения.
  10. Рабоче - крестьянская инспекция.
  11. Административный отдел.
  12. Отдел госполитического управления.
  13. Статистический отдел.
  14. Плановая комиссия.
  15. Архивное бюро.

В основном, эти же отделы существовали и в период деятельности крайисполкома.

Подведомственная сеть обл (край) исполкома состояла из нижестоящих исполкомов, избираемых на соответствующих съездах Советов (окружных, районных) . Количество их зависело от территориального устройства области (края)  в тот или иной период и постоянно (особенно на уровне районов)  находилось в движении.

Если в1928 году в Средне - Волжской области в соответствии с постановлением ВЦИК от 31 июля 1928 года было 9 округов и 116 районов, то в 1934 году, в связи с отделением от Куйбышевского края Оренбургской области и ранее прошедшими изменениями в количественном составе районов, в крае осталось 87 районов. Округа были упразднены еще в 1930 году, а функции окружных исполкомов переданы районным.

Число сельсоветов на территории Средне - Волжской области было в 1927 году - 4463, в 1929 году - 3516. Уменьшение количества сельсоветов произошло вследствие их укрупнения в ходе районирования области в промежуток между избирательными кампаниями 1927 и 1929 гг. Число же избирательных участков увеличилось и составило в 1927 - 13091, а в 1929 году - 18461, т.е. средний размер избирательных участков уменьшился, что значительно приблизило сельское население к выборам.