Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

От Советов депутатов трудящихся к Советам народных депутатов

В 1936 году была принята новая Конституция СССР, а в 1937 году новая Конституция РСФСР, которые изменили систему Советов.

Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов упраздняются и Советы становятся постоянно действующими органами государственной власти на местах (ст.77 Конституции РСФСР). Вводится новая избирательная система: согласно ст. 78 Конституции РСФСР Советы всех уровней (областные, районные, городские, сельские) избираются сроком на 2 года и осуществляют свою работу в сессионном порядке - сессии областного Совета созываются не реже 4 - х раз в год, районных и сельских Советов - не реже 6 - ти раз в год. Сессии являются правомочными при наличии не менее 2/3 общего числа депутатов.

Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР1937 года провели четкое разграничение компетенции Совета и его исполкома. Если раньше исполнительные комитеты в период между съездами Советов являлись высшими органами государственной власти, то теперь они были лишены этих полномочий и стали только исполнительно - распорядительными органами Советов. Исполкомы организовывали практическое проведение в жизнь решений своих Советов и вышестоящих органов (ст. 82 и ст. 83 Конституции РСФСР).

С принятием Конституции СССР 1936 года было изменено административно - территориальное деление и Куйбышевский край переименован в Куйбышевскую область.

Выборы в местные Советы проводились в области в1939 году. Практическую работу Куйбышевский областной Совет депутатов трудящихся начал в январе 1940 года.

На основании ст.79 Конституции РСФСР областной Совет осуществлял следующие функции:

  1. Руководил культурно - политическим и хозяйственным строительством на территории области;
  2. Устанавливал областной бюджет и утверждал отчет о его исполнении;
  3. Руководил деятельностью подчиненных ему органов управления;
  4. Обеспечивал охрану государственного порядка;
  5. Содействовал усилению обороноспособности страны;
  6. Обеспечивал соблюдение законов и охрану прав граждан на территории области.

Областной Совет принимал решения и давал распоряжения в пределах прав, предоставленных ему законами СССР и РСФСР.

Для руководства отдельными отраслями в областном Совете создавались управления и отделы исполкома, подчинявшиеся в своей работе как облсовету и его исполкому, так и соответствующим министерствам СССР и РСФСР. Областной Совет имел право отменить решения и распоряжения своего исполкома, решения нижестоящих Советов и их исполкомов. Решения Совета подлежали исполнению всеми органами и должностными лицами, к которым эти решения относились. Решения областного Совета могли быть отменены Президиумом Верховного Совета РСФСР.

7 - 8 января 1940 года на 1 - ой сессии областного Совета был избран исполнительный комитет, а также образованы 8 постоянных комиссий областного Совета: бюджетная; комиссия по сельскому хозяйству; по промышленности и коммунальному строительству; по торговле; по местной промышленности; по здравоохранению; по народному образованию; по культурно - бытовым вопросам.

Постоянные комиссии состояли из депутатов Совета, их основная задача заключалась в систематическом контроле за выполнением решений облсовета и вышестоящих органов во всех областях народного хозяйства, культуры, быта и т.д. Постоянные комиссии привлекали к своей работе актив из местных граждан.

В последующие годы количество постоянных комиссий увеличивалось, комиссии могли объединяться, переименовываться, создавались новые в зависимости от требований времени. Так, в 1948 году появилась комиссия по нефтяной и газовой промышленности, по сельской электрификации и сельскому строительству; в 1961 году - комиссия по делам несовершеннолетних; в 1963 году возникла комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка, по строительству и архитектуре, в 1965 году - по физической культуре и спорту; по вопросам социального обеспечения; по внедрению в быт новых гражданских обрядов (позже функции двух последних комиссий были переданы органам ЗАГС), в 1967 году возникла комиссия по охране природы и тому подобные.

Количество членов постоянных комиссий колебалосьот 9 до 27 человек, возглавлял комиссию ее председатель.

Исполнительный комитет Куйбышевского облсовета избран 7 - 8 января 1940 года для проведения в жизнь решений областного Совета, а также постановлений и распоряжений вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполком исполнял следующие функции:

  1. Созывал сессии областного Совета;
  2. Руководил работой своих отделов и управлений;
  3. Руководил и контролировал работу нижестоящих исполкомов Советов;
  4. Управлял подведомственными ему предприятиями, учреждениями и организациями и проверял их работу;
  5. Содействовал выполнению хозяйственных планов предприятиями и организациями, подведомственными облсовету, контролировал выполнение планов.

Исполком по истечении полномочий областного Совета депутатов трудящихся продолжал свою работу до образования вновь избранным Советом нового исполкома.

В декабре 1962 года на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1962 года “О реорганизации советских органов в краях и областях РСФСР” на территории Куйбышевской области было образовано 2 Совета по отраслевому признаку: Куйбышевский областной промышленный Совет депутатов трудящихся и Куйбышевский областной сельский Совет депутатов трудящихся со своими постоянными комиссиями и исполкомами. Просуществовали они недолго: в декабре 1964 года на очередном Пленуме ЦК КПСС было решено объединить Советы и на 7 - ой объединенной сессии Куйбышевский промышленный и сельский Советы вновь стали одним Куйбышевским областным Советом депутатов трудящихся, который не менял своего названия вплоть до 7 октября 1977 года, до принятия новой Конституции СССР. С 1977 года Куйбышевский областной Совет депутатов трудящихся стал именоваться Куйбышевский областной Совет народных депутатов. Статус, полномочия, функции областного Совета, система выборов принципиальных изменений не претерпели.

Согласно Конституции СССР 1977 года усилена роль исполкомов Советов, о чем свидетельствует то, что в этой Конституции впервые регламентируется в отдельной главе (ст.145 - 151) их организация и деятельность.

Исполкомы вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением вопросов, решаемых только сессией Совета. Они координируют деятельность постоянных комиссий, оказывают депутатам содействие в выполнении своих полномочий.

Исполнительный комитет Куйбышевского (с января 1991 года - Самарского) Совета народных депутатов просуществовал до сентября 1991 года. На основании Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991 года № 75 “О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР” полномочия исполкома были прекращены, а исполнительно - распорядительные функции государственного управления в области были возложены на Главу администрации, который приступил к работе 5 сентября 1991 года.

Областной Совет народных депутатов свою работу продолжал. Решением сессии Самарского облсовета 21 созыва от 19.04.91. были совмещены должности председателя облсовета и председателя облисполкома. В таком виде эта должность просуществовала до ликвидации исполкома.

На основании Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 года №1400 “О поэтапной конституционной реформе в РФ” было издано постановление Главы администрации Самарской области от 20 октября 1993 года № 360 “О прекращении полномочий Самарского областного Совета народных депутатов”. Самарский областной Совет народных депутатов прекратил свою деятельность.

9 октября 1993 года издан Указ Президента РФ № 1617“О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ”, на основании которого в Российской Федерации избираются новые органы местного самоуправления - губернские и городские Думы.

Большие изменения претерпевала административно - территориальное устройство области, а с ним и структура местных органов власти. Количество райсоветов, горсоветов, поссоветов и сельсоветов постоянно менялось. За период с 1936 по 1993 год районы области укрупнялись, разукрупнялись, создавались новые районы; то же касается поссоветов и сельсоветов.

В качестве примера для характеристики количества и состава депутатов местных Советов Куйбышевской области можно привести некоторые статистические данные итогов выборов в местные Советы депутатов трудящихся, состоявшиеся 15 июня 1975 года. В Куйбышевской области проводились выборы в областной Совет, 25 районных Советов, 10 городских Советов, 11 районных в городах Советов, 19 поселковых Советов и 278 сельских Советов.

Состав депутатов местных Советов по полу, партийности, обновление состава депутатов

Всего депутатов - 16.743, в том числе:

  • мужчин - 8519 (50,9%), женщин - 8224 (49,1%);
  • членов и кандидатов в члены КПСС - 7269 (43,4%), беспартийных - 9474 (56,6%), из них - членов ВЛКС - 2756 (16,5%);
  • не являлись депутатами соответствующих Советов предыдущего созыва - 8562 (51,1%)

Состав депутатов местных Советов по образованию, число депутатов, имеющих ученую степень, ученое звание

Всего депутатов - 16.743, в том числе: имеют образование:

  • высшее - 3512 (21,0%)
  • среднее - 7636 (45,6%)
  • неполное среднее - 4465 (26,7%)
  • начальное - 1130 (6,7%)
  • Имеют ученую степень, ученое звание - 52

Состав депутатов местных Советов по возрасту

Всего депутатов 16.743, в том числе в возрасте:

  • до 24 лет - 1847 - (11,0%)
  • от 25 до 29 лет - 2907 (17,4%)
  • от 30 до 39 лет - 5057 (30,2%)
  • от 40 до 49 лет - 4888 (29,2%)
  • от 50 лет истарше - 2044 (12,2%)

Распределение депутатов местных Советов по общественным группам

Всего депутатов - 16.743, в том числе:

  • рабочих - 7475 (44,6%)
  • колхозников - 4154 (24,8%)
  • служащих - 5144 (30,6%).

Состав исполкомов местных Советов по полу, партийности, образованию, обновление состава исполкомов

Всего в составе исполкомов - 2477

  • в том числе: мужчин - 1712 (69,1%)
  • женщин - 765 (30,9%)
  • членов и кандидатов в члены КПСС - 1798 (72,6%)
  • беспартийных - 679 (27,4%), из них членов ВЛКСМ - 186 (7,5%);

Имеют образование:

  • высшее - 834 (33,7%)
  • среднее - 1178 (47,5%)
  • неполное среднее - 376 (15,2%)
  • начальное - 89 (3,6%)
  • не были в составе исполкомов предыдущего созыва - 900 (36,6%)

Состав исполкомов местных Советов по возрасту:

Всего в составе исполкомов - 2477, в том числе по возрасту:

  • до 24 лет - 99 (4,0%)
  • от 25 до 29 лет - 281 (11,3%)
  • от 30 до 39 лет - 744 (30,1%)
  • от 40 до 49 лет - 865 (34,9%)
  • от 50 лет и старше - 488 (19,7%)

Председателями исполкомов в 1918 - 1937 годах избирались:

В.В. Куйбышев январь - май 1918 года. В мае 1918 года, когда был избран левоэсеровский губисполком, В.В.Куйбышев ушел в Самарский горсовет.С июня по октябрь 1918 года Самара была оккупирована белочехами
А.П.Галактионов декабрь 1918 года - июнь 1920 года
В.Д. Сокольский июль 1920 года - октябрь 1921 года
В.А. Антонов - Овсеенко 5 октября 1921 года - сентябрь 1922 года. В конце сентября 1922 года выехал в Москву
Ф.И. Голощекин октябрь 1922 года - 1925 год
Н.П. Нудьга 1925 - 1926 гг.
И.И. Нейбах 1926 год - август 1929 года
А.Н. Брыков октябрь 1929 года - август 1932 года
Г.Т. Полбицын август 1932 года - август 1937 года

Председателями исполкома последних лет были: В.И. Мосыченко и В.А. Тархов (совмещавший эту должность с должностью председателя облсовета)