Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

«Книжная казна» Ярослава Мудрого. 975 лет назад (1037) при Софийском соборе в Киеве князем Ярославом Мудрым была основана первая библиотека Древней Руси<br>

И.Я.Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. 1926 г.Об этом сообщает «Повесть временных лет» – первый летописный свод начала XII века.Летописец Нестор в главе, начинающейся словами «В год 6545 (1037)» писал: «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии,…, и любил Ярослав церковные уставы,…, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром».

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Его отец, Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...».

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах помещения для книг имели названия «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата». Впервые слово «библиотека» встречается в Геннадиевской библии 1499 года – первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение – «книжный дом».

В библиотеке писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Книгописная мастерская должна была быть не маленькой, над книгой трудились не только переписчики и переводчики, но и переплетчики, редакторы, художники, ювелиры, мастера по выделке пергамена.Книги первой библиотеки были рукописными, с цветными миниатюрами.

Киев. Cофийский собор. Почтовая открытка. 1900-е годыВ разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов (в разных источниках говорится о более чем 950 томах).

Из книг, переписанных в то время, сохранилась кирилловская часть Реймского евангелия. Его привезла во Францию в 1049 году Анна, дочь Ярослава Мудрого, вышедшая замуж за Генриха I. Никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Судить о составе фонда можно только косвенно по двум Изборникам, которые составил диакон Иоанн для сына Ярослава Мудрого, черниговского князя. «Изборник Святослава» 1073 года первоначально был переведен с греческого по повелению болгарского царя Симеона, имя которого было соскоблено, и вписано имя русского князя Святослава. «Изборник» 1076 года – это русское подражание первому Изборнику, состоит из рассуждений на моральные темы и создано специально для рядовых мирян. Иоанн в конце своего труда написал: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…». Дан здесь один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.»

В библиотеке должны были быть евангельские и апостольские источники: поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), пророческие беседы, жития святых, а также хроники, исторические повести, некоторые славянские сочинения, например, «Слово некоего калугера (монаха) о четьи книг», сборники изречений, философские и юридические трактаты, естественнонаучные сочинения, «Шестидневы» – сборник правил для соблюдения их на каждый день в течение недели.

Межгорье. Рисунок Ф.Солнцева. 1843 г.Считается, что именно в библиотеке Ярослава Мудрого были разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда», «Церковный устав», было продолжено составление летописных сводов, а также был создан первый русский «Хронограф по великому изложению» (т.е. по всемирной истории). Знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое он читал в торжественной обстановке перед Ярославом Мудрым и его семьей, тоже имелось в библиотеке. Книги для библиотеки покупались и в других странах.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки.

Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории СпКамень в память Ярослава Мудрогоасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.

Перед входом в Софийский собор (с его западной стороны) в 1969 году был установлен мемориальный знак в честь библиотеки, основанной Ярославом Мудрым в XI веке. На нем – портрет Ярослава Мудрого и слова из летописи «Повесть временных лет»:

«В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людий. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».