Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Non Solum Armis (не только оружием): 150 лет со дня основания Российской государственной библиотеки

Сегодня самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека в Москве. На ее полках, общая длина которых более 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.

Российская государственная библиотека (бывшее название Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина, «Ленинка». Переименована 29 января 1992 года) – крупнейшая российская публичная библиотека. Создана на основе библиотеки Румянцевского музея.

Дж.Доу Портрет Н.П.Румянцева в орденском костюме Андреевского кавалера. 1828 г.Государственный деятель и меценат Н.П.Румянцев был сыном знаменитого полководца, фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. После выхода в отставку в 1814 году, вокруг Николая Петровича сплотилась «Ученая дружина», печатались научные труды. Целью собрать коллекцию материалов по истории России Н.П.Румянцев задался, когда возглавлял посольство во Франкфурте-на-Майне. Большое количество документов скопировано в западноевропейских архивах. На многих томах имеется собственноручная надпись-просьба Николая Петровича: «Беречь как глаза». Его коллекцию составили более 28 тысяч книг, более 700 рукописей, этнографические, археологические материалы, монеты, гербарии, произведения живописи и скульптуры. Умер Н.П.Румянцев в 1826 году в Санкт-Петербурге, не оставив письменного завещания относительно своих сокровищ. Он мечтал о создании национального музея на Дом Румянцева на Английской набережной в С.-Петербурге.основе своего частного собрания. Младший брат Сергей Петрович, выполняя устную волю брата, добивается появления 22 марта 1828 года царского указа «О приеме в ведомство Министерства народного просвещения Румянцевского Музеума и о правилах, по коим заведение сие должно быть управляемо». В 1828 году император Николай I подписал указ о создании «Румянцевского музеума» на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Надпись над входом гласила «на пользу Отечеству и благое просвещение». Однако далее новыми книгами музей не пополнялся, хоть и был в 1845 году передан в ведение Петербургской публичной библиотеки. 3 мая 1861 года Александр II высочайшим повелением переводит Румянцевский музей в Москву, отдав ему знаменитый баженовский[1] дом Пашкова. Коллекции Румянцева и Московского университета были объединены в Московский публичный и Румянцевский музеи. Было образовано 8 отделений: рукописей, старых книг, древностей, минералогический, зоологический, нумизматический, этнографический, изящных искусств и библиотека.

Москва. Здание Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Пашков дом. Арх. В.Баженов. 1984 г. Открытка 19 в.Император Александр II 1 июля (19 июня по ст.ст.) 1862 года утвердил («разрешил») «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме».

В «Положении» было записано, что директор обязан «наблюдать» за тем, чтобы в Библиотеку Музеев попадала вся изданная на территории государства литература. С самого основания библиотека получила право сохранять и то, что цензура запрещала хранить другим библиотекам.

Пашков дом был реконструирован для размещения фондов Музеев. В здании манежа разместился читальный зал на 20 мест, книгохранилище; второй этаж главного корпуса был полностью отдан для экспозиции иностранной живописи, а на третьем этаже был отдел русской живописи: подаренное Александром II полотно А.А.Иванова «Явление Христа народу», 201 картина из Эрмитажа, и другие картины от жертвователей.

Л.О.Пастернак. Н.Ф.Федоров. 1919 г. Хранится в фонде Музея истории Российской государственной библиотекиШтатную должность дежурного при Читальном зале последнюю четверть XIX в. занимал философ, основоположник русского космизма[2] Николай Федорович Федоров. Музеи гордились тем, что в их стенах, на их благо и во благо их посетителей трудился этот, как говорили его современники, гениальный библиотекарь. И сам Федоров, отдавая все свои силы, все свои знания, все свое время читателям, видя в Музеях «опытное поле» для своих философских идей, для создания Философии общего дела. Он помогал читателям не только внимательным отношением к их запросам, но и в беседах с ними. К.Э.Циолковский считал Федорова своим «университетом». Л.Н.Толстой говорил, что он гордится тем, что жил в одно время с Н.Ф.Федоровым.

Румянцевский зал, в котором разместилось собрание Н.П.РумянцеваДенег на комплектование первой публичной библиотеки Москвы до 1913 года не отпускалось. Редко, но иногда удавалось приобрести книги, рукописи за деньги,которые выручались от продажи дублетов[3], или на денежные пожертвования.

Среди добровольных дарителей были члены императорской семьи, представители российских купеческих родов, академики. Как говорил первый московский директор библиотеки Н.В.Исаков, «Румянцевский музей создавался в Москве так, как создаются храмы Божии – без всяких средств, только жертвами милостивцев».

Нередко дежурный при Читальном зале Н.Ф.Федоров на свое более чем скромное жалование покупал отсутствующие в Библиотеке, но запрашиваемые читателями книги.

Часто авторы приносили в дар Библиотеке Музеев свою первую или особо ценимую ими книгу. В 1880 году в фонд Музеев сын А.С.Пушкина генерал, почетный член Музеев Александр Александрович Пушкин передал в Музеи рукописи поэта.

В 1897-1898 годах Софья Андреевна Толстая с согласия Л.Н.Толстого доверила именно Румянцевскому музею хранение рукописей писателя.

С 1913 года Библиотека Музея впервые стала получать деньги на комплектованиефонда.

Читальный зал в доме Пашкова. 1880 г.Ежегодно в своих отчетах Музеи публиковали данные о социальном составе читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники,преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Под влиянием революционных событий в 1906 году среди мужчин-читателей появляются рабочие, а среди женщин (их от общего числа читателей было 25%)– ремесленницы.

Первая книга из коллекции Н.П.Румянцева начавшая фонд Российской государственной библиотекиМест в зале не хватало. В декабре 1909 года группа сотрудников Музеев во главе с директором И.В.Цветаевым обращается через печать с Воззванием к российскому обществу о сборе средств на постройку нового Читального зала: «Пусть обществовспомнит о национальной гордости нашей, о драгоценнейшем достоянии – Библиотеке Румянцевского музея, собранной столетними усилиями из частных пожертвований… Музей и его Библиотека целиком выросли на частную инициативу. Неужели русское общество и теперь не протянет руку помощи Музею, не вспомнит о наболевшей нуждесвоих детей, ищущих книгу в его Читальном зале? С верой в то, что на призыв Музея откликнутся нам незримые сейчас люди, мы обращаемся к русскому обществу».

Воззвание не осталось безответным. Но собранных средств было недостаточно. Только в 1915 году в центральной части Пашкова дома была проведена соответствующая реконструкция и открыт новый Читальный зал на 300 мест. Зал был очень красив. О немписали все московские газеты и журналы, зал фотографировали, писали с него картины. Много десятилетий этот зал был Главным читальным залом и Ленинской библиотеки.

Книги из фондов библиотекиВ 1921 году Наркомпрос принимает решение о превращении всего Пашкова дома в Российскую Государственную библиотеку. Румянцевские коллекции были расформированы по другим профильным музеям: в Музей изящных искусств (ныне – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), в Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей, в Центральный музей народоведения и т.д. Предметы из золота и серебра были переданы в Государственное хранилище ценностей (Гохран). Некоторые экспонаты оказались и за пределами России: в музеях Киева, Ялты, Ташкента и других городов.

Сегодня Российская государственная библиотека обладает универсальным по содержанию (видовому и типологическому) собранием отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира.

Помимо основного книжного фонда, в фондах Российской государственной библиотеки имеются специализированные собрания из более чем 150000 карт, 350000 нот и звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др.

Самый большой читальный зал  №3 –это своеобразная визитная карточка Российской Государственной библиотекиВ библиотеке представлены редчайшие рукописные книги: Архангельское Евангелие(1092), Евангелие Хитрово (конец XIV –начало XV в.) и др.; печатные книги с середины XVI в., русские периодические издания, в том числе «Московские ведомости» (с 1756), в отделе редких книг –издания славянских первопечатников Ш.Фиоля, Ф.Скорины, И.Федорова и П.Мстиславца, первые издания трудов Дж.Бруно, Данте, Р.Г. де Клавихо, Н.Коперника, архивы Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, А.А.Блока, М.А.Булгакова и др.

По «Закону об обязательном экземпляре документов» №77-ФЗ от 29.12.1994 года Российская государственная библиотека является местом хранения обязательного экземпляра всей выходящей в России печатной продукции.

На фамильном гербе Румянцевых было начертано Non solum armis (Не только оружием). Представители этой семьи не только создали России военную славу, но и много сделали для процветания наук и просвещения, заложили традиции меценатства. Сегодня в первом здании Румянцевского музея на Английской набережной, 44 располагается Музей истории Санкт-Петербурга.

 


[1]Баженов Василий Иванович (1737 (или 1738)– 1799) – российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в ее связи с окружением, как объемную композицию, активно организующую пространство города.

[2] Космизм(греч.κόσμος– организованный мир,kosma – украшение) – ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира».

С точки зрения философии, понятиекосмизмасвязано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школДревней Греции.

[3]Значение слова «Дублет» в толковом словаре Даля: Дублет – м. дуплет, франц. вещь вдвойне; две вполне равные, одинаковые вещи, из которых посему одна в излишке: говор. о книгах, монетах и пр. двойник.