Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского (1612)

Период в истории России с 1598 по 1613 год называется «Смутное время». После смерти царя Ивана Грозного в 1584 году в стране не оказалось законного наследника, способного к управлению государством. Кроме того, четыре года, с 1600 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек.

Михаил Нестеров. Дмитрий-царевич убиенный.  1899 г.В 1604 году объявил о своем царском происхождении и правах на престол первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря, выдававший себя за чудесно спасшегося младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. Он был поддержан польским королем Сигизмундом. За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

Лжедмитрий. Портрет из замка Мнишков в ВишневцеВ том же году войско Самозванца пересекло границу России, многие города сдались Лжедмитрию. 20 июня Лжедмитрий вступил в Москву и короновался как Дмитрий Иванович. Москвичи были недовольны бесчинствами польских солдат, свадьбой Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек, его неумением держать себя сообразно царскому «чину». Воспользовавшись обстановкой, бояре в ночь с 16 на 17 мая 1606 года  подняли бунт, во время которого самозванец был убит.

В 1606-1610 годах в России царствовал представитель суздальской ветви Рюриковичей боярин Василий Шуйский, но новая власть не принесла успокоения. Польско-литовские войска громили и грабили русские земли. Шведы хозяйничали в северных городах. Вспыхивали крестьянские восстания, объявлялись новые самозванцы. В 1610 году Шуйский был низложен, насильственно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. Москвой стала ведать группа из семи бояр, членов Боярской думы, («семибоярщина») во главе с князем Федором Портрет Марины Мнишек. 1606 г.Мстиславским. Было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава. Был подписан соответствующий договор. Бояре в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль, после чего власть фактически перешла к командующему польским гарнизоном Александру Гонсевскому.

К осени 1611 года положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. Шведы захватили побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной.

В этот тяжелый для страны момент огромную роль сыграло русское духовенство. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению для того, чтобы изгнать врагов земли русской.

М.Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 годуПатриарх Гермоген, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Подобно набатному колоколу звучал над умирающей страной голос восьмидесятилетнего Святителя, разносимый сотнями переписанных от руки писем. Одна из грамот Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он происхождения невысокого, но человеком набожным, умным и энергичным. А главное – большим патриотом. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он стал собирать людей. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги.

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принадлежавший к потомкам Рюрика. Пожарский имел опыт успешного руководства военными операциями.П.Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. 1860 г.

Участники ополчения – люди разных вер, национальностей, сословий – объединились для того, чтобы спасти страну, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение.

Е.Павлов. Князь Дмитрий Пожарский. 1812 г.За зиму 1611-1612 годов к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. В Светлый понедельник 1611 годарусское ополчениеподошло к Москве и начало осадуКремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом емусмертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одногоБога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.17 февраля1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года ополчение приступом взяло Китай-город, а затем и Кремль.Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября командование гарнизона подписало капитуляцию, на следующий день гарнизон сдался.

По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 года съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Выставлено было четыре кандидата: Шуйский, Воротынский, Трубецкой и Романов. Выборы были очень бурные. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Федоровича Романова – первого русского царя из династии Романовых. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все, и на которую можно было бы опереться.

Э.Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского КремляПосле изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке в Москве. Позже на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. В 1636 году Казанская икона была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича в память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Этот, объявленный государственным, праздник отмечался вплоть до 1917 года.

После октябрьской революции и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Идея сделать праздничной дату 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана комитетом по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

И.Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – заявил Алексий.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это один из немногих примеров в истории, когда судьбу страны решил сам народ.

В декабре 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника «День народного единства» 4 ноября.