Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Вопрос о сборе средств на постройку памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому был впервые поставлен в 1803 году. Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного Д.И.Антонелли. Портрет ректора Академии Художеств скульптора И.П.Мартоса. 1820 г.общества любителей словесности, наук и художеств. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде – городе, где было собрано ополчение«на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан».

Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие скульпторы Прокофьев, Демут-Малиновский, Мартос, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре 1808 года скульптор Мартос[1] Иван Петрович выиграл конкурс. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».

К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.

Однако установить памятник в 1812 году,к 200-летию героических событий, помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона.

После Отечественной войны интерес к созданию памятника неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.

  В 1815 году была завершена большая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения.

Парад при открытии памятника Минину  и ПожарскомуСкульптор изобразил момент, когда Козьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Два барельефа на постаменте посвящены темам «изгнание поляков» и «нижегородские граждане». Памятная надпись на гранитном постаменте гласит:«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 год».

  Событием явилась перевозка памятника водным путем из Петербурга, где он отливался, в Москву, длившаяся с 21 мая по 6 сентября 1817 года. На несколько дней была сделана остановка в Нижнем Новгороде в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. До февраля 1818 года шли работы по установке, и, наконец, 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади.

В.Ф.Тимм. Красная площадь во время коронации Александра II. 1865 г.Памятник был установлен посредине Красной площади лицом к Кремлю и несколько приближен к торговым рядам, ставшим его фоном. Тем самым призывный жест, с которым Минин обращался к князю Пожарскому, убеждая возглавить борьбу за освобождение отчизны, обретал особый смысл, как бы указывая на Кремль – исконный центр страны. В 1930 году памятник перенесли к собору Василия Блаженного.

Выполненный в стиле зрелого классицизма, памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве. Это было лучшее творение И.П.Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма.



[1] Мартос, Иван Петрович – русский скульптор (1754-1835).Был принят в воспитанники Императорской АкадемииХудожеств в первом году по ее учреждению (1761), окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. Павел I, Александр I и Николай I поручали ему осуществление важных скульптурных проектов.