Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Эрмитаж – национальное достояние мирового значения: 160 лет назад (1852) состоялось открытие музея «Эрмитаж» в Петербурге

Зимний дворец.Ар. Франческо Бартоломео Растрелли Фото Бренсон Де Ку. 1931 г.Устройство Екатериной II картинной галереи в Эрмитаже должно было показать миру, что Россия имеет право именоваться европейской державой, а императрица – просвещенной монархиней. Екатерина II собрала в своей «пустыньке» – двух галереях Малого Эрмитажа и на антресолях бельэтажа Зимнего дворца, а затем и в специально возведенном здании Большого Эрмитажа – великолепные коллекции.

В 1764 году, который традиционно считается датой основания музея, Екатериной II у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского были приобретены 225 картин, в основном голландских и фламандских мастеров. Поначалу большинство картин размещалось в уединенных апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

Здание Малого Эрмитажа. Арх. Жан-Батист Валлен-ДеламотВ последующие годы Екатерина II, пользуясь советами признанных знатоков искусства, целенаправленно формировала свою Картинную галерею. Приобретение императрицей родовых собраний, складывавшихся в течение жизни целых поколений, приносило России такую же славу, как и победы русского оружия.

В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин кисти Тициана, Рембрандта, Рубенса, Веронезе, Джорджоне, Ван-Дейка, Мурильо, Пуссена, Ватто, Рафаэля, Лоррена, Рейсдаля и др. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Ф.Хальс. Портрет молодого человека с перчаткой в руке. Голландия. Ок. 1650 г. Из собрания И.Э.Гоцковского, 1764 г. ЭрмитажЧерез столетие после первых приобретений императрицы русский писатель Д.В.Григорович писал: «Мало того, что Эрмитаж со всеми заключающимися в нем сокровищами невольно приподнимает чувство национальной гордости в каждом, кто в нем побывал, –он действует еще в пользу развития вкуса и, следовательно, незримо просвещает посетителя. Удовольствие, которое дает созерцание предметов художества, всегда возбуждает желание делиться своими впечатлениями; обмен этих впечатлений не проходит даром: он зарождает в душе одно из лучших чувств –любовь к изящному и мало-помалу обращает в потребность высокие эстетические наслаждения. На просветительное влияние музеев должно обращать внимание государство. Можно сказать с уверенностью, что какие бы жертвы ни приносило государство для обогащения своих музеев, оно никогда не останется в убытке: проценты его заключаются в тех часах мирного духовного и умственного наслаждения, которое оно может дать каждый день своим гражданам».

Писец Маа-ни-амон. Эрмитаж. Зал Древнего ЕгиптаКоллекция живописи составляла лишь только часть эрмитажного собрания, хотя и значительную. «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10000 резных камней, приблизительно 10000 рисунков и собрания естественно-научного, заполняющего две большие залы,» - писала императрица в 1790 году. Подлинную страсть Екатерина II питала к коллекционированию камей.

Собрание Эрмитажа, ставшее к концу царствования Екатерины II одним из самых крупных в Европе, при ее сыне Павле I и внуке Александре I постепенно обретало статус дворцового Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. Эрмитажмузея.

Среди приобретений Александра I в 1814-1815 годах наиболее значительна коллекция картин и скульптуры из Мальмезона – дворца императрицы Жозефины, супруги Наполеона. Тогда же была приобретена в Амстердаме известная коллекция банкира В.Г.Кузвельта, по существу положившая начало собранию испанской живописи. Новшеством стало создание коллекции русской живописи.

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Поэтому Николай I заботился о приобретении также античной и современной скульптуры, других произведений искусства. В честь русского государя в Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж.

 В 1849 году император приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Совершенно новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. Именно Николаем I были сделаны последние крупные приобретения живописи за рубежом.

Эдуард Гау. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал итальянских школ. Верхний зал Нового Эрмитажа. Большой просветДо середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С.Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В.А.Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Николай I подарил искусство широкой публике – 5 февраля 1852 года Эрмитаж был открыт для посещений. «Императорский музеум», строительство здания которого было завершено к 1850 году, Николай I назвал Новым Эрмитажем. Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций. В роскошных залах «Музеума» с верхним светом (Просветах) на II этаже разместилась Картинная галерея, а в залах I этажа, оформленных в духе античной архитектуры, – коллекция древностей. В России был создан музей, по качеству и объему коллекций равный известнейшим музеям мира.

В Эрмитажном театре был дан спектакль, а в Просветах среди блеска освещения и сокровищ музея был устроен праздничный ужин на 600 персон. Интерьеры сохранились до нашего времени в почти неизмененном виде.

Луиджи Премацци. Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицыПосле революции Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций.

В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Общее количество ценностей и произведений искусства в музее увеличилось более чем в четыре раза.Пабло Пикассо. Мальчик с собакой. 1905. Картон, гуашь, пастель. Эрмитаж

Вместе с тем непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге – это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами, насчитывающими около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Комплекс, включающий 7 зданий, продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.

С 1992 года музей возглавляет ученый-востоковед, доктор исторических наук Михаил Борисович Пиотровский.