Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

100 лет назад (1912) состоялось открытие ГМИИ им. А.С.Пушкина

Главное здание ГМИИ им А.С.Пушкина.  Арх. Р.И.КлейнГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ им. А.С.Пушкина, бывший«Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») – один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях МузеяИнициатором создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Он же стал его первым директором (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Для организации Музея при Московском университете в 1898 начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества. Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князьСергей Александрович (1857-1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинуло его за рамки внутриуниверситетского. Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Зал «Итальянский (христианский) дворик»Мальцов (1834-1913), крупный промышленник и придворный.На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея).

Объявленный в конце 1896 года конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Правлением Университета был избран в качестве строителя один из участников Зал «Итальянский (христианский) дворик»конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858–1924). Им был выработан окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Здание было спроектировано по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам.

Торжественное открытие музея состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик.Экспонаты заказывались в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые.Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Ок. 1520 г.В музее стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом В.С.Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в музей в 1909-1911 годах. Незадолго до открытия музея русский дипломат М.С.Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII-XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила А.С.Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI-XVII вв., археолог граф А.А.Бобринский – канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII-XIX вв.

  Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700-800 человек, а в воскресенья и праздники до 2500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л.Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Винсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 г.Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. До 1930 года сюда передавались картины из бывших частных собраний, из Государственного музейного фонда, из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи – непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа.

Анри Матисс. Красные рыбы. 1912 г.В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему было присвоено имя А.С.Пушкина.

В 1948 году в музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX – начала ХХ века, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров И.А.Морозова и С.И.Щукина.

 Очередь на выставку Сальвадора Дали. 2011 г.После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах музея, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Демонстрация в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи стала значительным событием в культурной жизни. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов Музея разместилась Выставка подарков И.В.Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 1200 выставок.

Директор ГМИИ И.А.АнтоноваС.Дали. Невидимая афганская борзая с призраком лица Гарсия Лорки в форме вазы для фруктов с тремя плодами инжираС февраля 1961 года по настоящее время директор ГМИИ им. А.С.Пушкина – Ирина Александровна Антонова, отметившая 20 марта 2012 года 90-летний юбилей. За полувековую карьеру на посту директора она сделала то, на что другие не решались, показав советским зрителям буржуазное искусство: Леже, Матисса, Пикассо. В 1981 году Антонова открыла «выставку столетия» – «Москва-Париж». Малевича, Кандинского, Филонова впервые посмотрели тысячи советских зрителей. В 1974 году по дороге из Японии в Париж в Пушкинском музее остановилась «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи. Картину в музее показывали два месяца, в очереди стояли по 7-8 часов. Впоследствии И.А.Антонова показывала публике Шагала, Модильяни, Золото Трои, Дали, Пикассо из Национального музея Пикассо в Париже, Караваджо и другие.

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.