Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Cамарский областной художественный музей: 115-летие со дня основания коллекции и 75-летие со дня открытия музея

«Комитету по устройству Самарского городского музея.

23 апреля Выставка картин местных художников, устроенная в зале Городского музея, закрылась. Зал приведен в порядок и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар в основу художественного отделения музея несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу "Художественное отделение Самарского городского музея", которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать все возможное в этом направлении.

1897 25 апр. Конс. Головкин Самара».

Самарский художественный музейЭто прошение было написано самарским купцом, талантливым художником-пейзажистом и организатором местных художественных выставок Константином Павловичем Головкиным (1871-1925). С того времени 25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее. В основу вновь созданного отдела передали свои произведения самарские художники Н.П.Осипов, И.Ф.Никонов и Н.Ф.Холявин и К.П.Головкин.

Неизвестный автор. Троица. 18 в.Головкиным от имени Городского головы П.А.Арапова в 1898 году было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой поддержать начинание и прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись выпускники Академии художеств. В 1898 году выслали свои дипломные картины П.К.Вениг («Прикованный Прометей»); А.А.Жаравова («Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита Филарета») и Е.И.Столица («В июле»). В 1898–1909 годах коллекция пополнилась работами Неизвестный автор. Портрет Бенигны Готтлиб Бирон, герцогини Курляндской. 1730-1740-е гг.М.В.Нестерова, А.К.Беггрова, В.Н.Бакшеева, К.Ф.Юона и многих других известных русских мастеров. Количество живописных произведений в 1911 году превысило 130 единиц.

Новому отделу жертвовали предметы искусства местное купечество и интеллигенция. Ежегодно от самарских коллекционеров (П.Шихобалова, А.Елшина, С.Пермякова, К.Головкина, В.Арапова, А. фон Вакано, А.Клафтона, Ф.Яковлева) принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока.

В 1917-1918 годах начал активно формироваться отдел древнерусского искусства. В 1918 году в музей влились значительные собрания произведений русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ купца П.И.Шихобалова. Это полотна И.Е.Репина, В.Е.Маковского, К.Е.Маковского, В.Д.Поленова, К.Я.Крыжицкого, В.И.Сурикова, Н.А.Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции.

В 1919 году по инициативе художника Н.Н.Попова из Москвы были присланы произведения русского авангарда.

А.К.Саврасов. Зимний пейзажВ 1920 году в собрание от Совнархоза поступает около 1000 экспонатов – коллекция бывшего владельца Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано. Она комплектовалась во время многочисленных поездок за рубеж с 1899 по 1915 год. Примечательно, что он оказался одним из последних коллекционеров, который в 1913 году привез в Россию памятники Древнего Египта.

На протяжении нескольких последующих лет главным источником пополнения музейных коллекций были поступления из московского и петроградского отделений Государственного музейного фонда (ГМФ).

С 1918 по 1937 годы в фонды музея на временное (как оказалось в дальнейшем, на постоянное) хранение было сдано большое количество первоклассных произведений из частных коллекций.

В 1936-1937 годах благодаря бывшему ученому секретарю Эрмитажа М.Д.Философову, высланному из Ленинграда по обвинению в контрреволюционной деятельности и заведовавшему художественным отделом музея, получили авторство многие замечательные полотна из западноевропейского собрания.

Неизвестный автор. Предметы из подарочного комплекта Китай. 19 в.Середина 30-х годов отмечена большой потерей – собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом.

В 1937 году на основе художественного отдела музея краеведения был создан самостоятельный художественный музей. Его коллекция была переведена в здание Дворца культуры им. В.В.Куйбышева (пл. Куйбышева 1). Для посетителей музей открылся 28 марта 1939 года.

Б.М.Кустодиев. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907 г.С конца 1947 по 1953 годы директором музея был В.И.Володин. Это были годы активной собирательской работы. При этом в музей поступали не только художественные произведения, но и архивы художников: письма, дневники, фотографии.

В послевоенное время, в связи с борьбой с формализмом, коллекция музейного авангарда находилась под запретом, картины хранились в особых штабелях, были упакованы в пачки и опечатаны. В.И.Володин вспоминал, что доступа к этим работам не имел даже директор.

А.В.Лентулов. Пейзаж с красным домом. 1917 г.В августе 1953 года коллекцию ожидало серьезное испытание: специальной комиссией под руководством московского инспектора, откомандированного Комитетом по делам искусств РСФСР, были составлены списки «малоценных, нехудожественных произведений», от которых надлежало избавить фонды музея. Был составлен акт на  списание более 400 работ, среди которых находились и произведения авангарда. Сотрудники музея спасли коллекцию, не предприняв никаких действий по ее уничтожению.«Спасенный авангард» вернулся в экспозицию во времена перестройки и стал одним из самых интересных ее разделов.

Большую роль в формировании музейной коллекции сыграла А.Я.Басс – директор музея с 1958 по 2005 год. Она занималась восполнением явных пробелов в музейном собрании, особенно в коллекции русского искусства XVIII и первой половины XIX века. При ней также значительно расширилась восточная коллекция.

В 1960-1980-е годы значительно выросла коллекция русского и советского искусства. В середине 90-х было приобретено с выставок несколько живописных и графических произведений художников, живущих за рубежом – Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Юрия Иванова.

А.П.Васильев. Портрет сына. 1986 г.Перевод в 1989 году основного музейного собрания в здание бывшего Волжско-Камского банка (ул. Куйбышева 92) предоставил возможность постоянно экспонировать около тысячи произведений. Всего же в собрании музея насчитывается около 15 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства.И.В.Карпунов. Подснежники. 1981 г.

В 1997 году начала формироваться коллекция «Музея-квартиры художников Васильевых». Художником, историком моды А.А.Васильевым музею были подарены работы его отца, театрального художника А.П.Васильева, а также собственные театральные эскизы.

В 2003-2006 годах значительным поступлением стало переданное в дар музею творческое наследие самарского художника В.З.Пурыгина. В 2003 году был образован сектор «Музей-мастерская В.З.Пурыгина».

Филиал музея «Историко-музейный комплекс с. Ширяево», находящийся в селе Ширяево, занимает 3 исторических здания, объединенных общей территорией историко-музейного комплекса под открытым небом.

В этот комплекс входят:

► дом-музей И.Е.Репина – историческая усадьба крестьян Алексеевых 1850-х гг., представляющая собой типичную волжскую постройку ХIХ века, включающая избу и внутренний двор,

► дом-музей А.В.Ширяевца – мемориальная деревенская изба Ионовых 1890-х гг., в которой жил поэт А.В. Ширяевец (Абрамов),

► дом Вдовина – каменный дом нач. ХХ в., в котором находятся выставочные залы и этнографическая экспозиция.