Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Волжский

Волжский район расположен в центральной части Самарской области, на правом и левом берегах Волги, является пригородной зоной областного центра.

Рождественская усадьба Ушковых

Дом-усадьба Е. НовосильцевойСело Рождествено было основано ещё в 1571 году и считается одним из старейших сёл России. В XVIII веке село с прилегающими к нему территориями было пожаловано Екатериной II братьям Орловым. В поместье входили также окрестные сёла Новинки, Шелехметь, Торновое, Гаврилова Поляна, Подгоры. В 1831 году Рождествено перешло во владение Екатерины Владимировны Новосильцевой – одной из трёх дочерей младшего из братьев Орловых – графа Владимира Григорьевича Орлова. При Екатерине Владимировне были построены господский дом и Христорождественский храм в стиле провинциального классицизма, который был вновь открыт после реставрации в 1992 году. В конце XIX века Рождественское имение стало собственностью купеческой семьи Ушковых. Они вложили много усилий в развитие имения и были последними его владельцами перед Октябрьской революцией 1917 года.

Бывший «Народный дом», сегодня сельскохозяйственный техникумГлавным домом имения был большой двухэтажный особняк с мезонином на все четыре стороны, построенный в 1839 году.

Центром всего хозяйства в имении Ушкова был спиртовой или, как тогда говорили, винокуренный и ректификационный, завод, построенный в 1896 году. На заводе было установлено высококлассное оборудование, самое экономически выгодное и высокопроизводительное для своего времени. Завод работал преимущественно на зерне, переработка картофеля была незначительна. Являясь первоклассным производством, винокуренный завод Ушковых был ещё и великолепным образцом производственной архитектуры. Здание было построено в стиле «эклектика» с элементами русской и готической архитектуры, с междуэтажными лестницами каслинского литья, с уличными светильниками в стиле «модерн» в виде сказочных цветов, с ухоженной, в цветах и зелени, территорией.

Винокуренный (спиртовой) заводНа заводе, кроме основного здания, находились солодовня, ректификационное отделение, водосточная, водокачка, спиртовой подвал.

Водонапорная башня расположена почти в самом центре усадебного комплекса. Построена из красного кирпича, в стиле «крепостной» архитектуры с элементами готики и романики. Башня имела три вертикальных яруса, два из которых – каменные с резными и фигурными деталями, а третий – деревянная срубовая надстройка (не сохранилась).

Ушков заботился о школе, больнице, давал возможность по льготным ценам приобретать лес и кирпич для постройки жилья рабочим, строил благоустроенные казармы для сезонных рабочих, построил народный дом со спальнями, столовой, актовым залом для занятий хора.

Летом в Рождествено Ушковы принимали многочисленных гостей. Приезжали родственники, друзья, знакомые. В книге Р.П. Поддубной «Ушковы», вышедшей в Самаре в 2003 году, есть информация о приезде в Рождествено великого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина. Иван Иванович был другом детства Константина Капитоновича Ушкова (мужа и наследника владелицы имения М.Г. Ушковой (урождённой Кузнецовой)) и приезжал на отдых на Самарскую Луку.

Водонапорная башняВажным и очень показательным можно считать тот факт, что после революционных событий октября 1917 года и известия об отъезде последнего владельца имения Михаила Константиновича Ушкова с семьёй во Францию, всё огромное и прекрасно налаженное хозяйство Ушковых продолжало работать, не было остановлено, расхищено и разграблено. Крестьяне окрестных деревень и сёл, из уважения ли, из робости или, повинуясь заведённому порядку, не совершили активных открытых набегов на амбары и погреба имения. Есть только сведения о несанкционированной рубке леса. Изъятие «живого и мертвого инвентаря» и продовольствия из имения происходило организованным путем. В январе 1918 года имение было национализировано.

Согласно актам описи имущества Рождественского имения в нём находились материальный склад, мастерская, молочная ферма, молочный завод, кожевенный завод, амбары при усадьбе, амбары при заводе, конный завод, машинный сарай, винокуренный завод, кирпичный завод, Ольгинское гумно и Сладкая поляна (места для складирования омётов сена, соломы и мякины), гараж для автомобилей, водопровод, водонапорная башня, артезианский колодец, паровая лесопилка, паровая мельница, стерилизованно-гомогенизованный молочный завод при усадьбе, рождественская, шелехметская, выползовская мельницы, 16 лесных караулок, на каждой из которых крестьянская усадьба с полным набором надворных построек и баней, Новинский хутор, Крестовый хутор, сад на Гавриловой поляне, Поджабный затон, пчельник, теплицы, оранжереи и т. д.

Рождественское имение Ушковых после национализации сохранило свой хозяйственный статус и продолжало работать, правда, в несколько уменьшенных объёмах пахотной земли и молочно-товарного производства.

Легенды горы Манчихи

Полуразрушенная церковь пророка Илии (фотография 80-х годов ХХ века)Село Подгоры под горой Белой и «выползшее» из него село Выползово – одни из первых русских поселений на Самарской Луке, основанные в первой половине XVII века. Другие названия Подгор – «деревня под Лысой горой», село Ильинское. Последнее название происходит от престола местного храма. Церковь Илии Пророка – одна из старейших, её первое деревянное здание было построено в 1670 году. По Указу архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в июле 2003 года при храме был создан Заволжский Свято-Ильинский женский скит. 11 апреля 2006 года Священный Синод благословил открытие в селе Подгоры Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря.

На Белой горе и на соседней горе Манчихе сохранились валы финно-угорских городищ IX-IV века до н.э.

Гора МанчихаГора Манчиха находится недалеко от села Подгоры. Высота вершины 231 метр.

Название горы связано с тюркским диалектным «маннай» – «лоб». Манчиха – то же, что и русское, Лбище, т.е. «возвышенность, круто обрывающаяся к равнине; крутой выступ горной гряды». По другой версии название происходит от чувашского «ман» – «забытый, широкий», «чик» – «рубеж, грань».

Местные же жители придерживаются третьей версии – якобы гора названа так в часть легендарной атаманши Катьки Манчихи. По преданию, эта девица ничем не уступала казакам: на коне скакала, саблей рубилась. За ней ухаживал атаман разбойников, но гордая волжанка не отвечала на его любовь. Тогда уязвленный атаман предложил ей состязаться: тот сильнее, кто переплывёт Волгу. Манчиха реку переплыла. И в том месте, где она вышла на берег, её именем назвали гору.

В окрестностях находится гора Плаксиха, название которой указывает на участки мокнущего, «плачущего» грунта.

Самарская Лука – особое фольклорное пространство. Уникальны и природные условия – глухие леса и горы, укромные пойменные острова, знаменитый и опасный волжский торговый путь. В Жигулях, как ни в одном другом месте, можно почувствовать дух истории. Былины, сказы и байки передаются из поколения в поколение.

Женский Свято-Ильинский монастырь«Тот, кому доводилось бывать в Жигулях, видел или, по крайней мере, слышал от местных жителей о небесном городе Ладограде. Появляется будто бы он при определённых атмосферных условиях в небесах, над вершинами гор жигулёвских. Крыши домов, башни колоколен, маковки церквей – в небесах так и сверкают. Только выстроен тот город будто бы вовсе не из камня, а из невесомых солнечных лучей. Покрасуется тот Ладоград в небе недолгое время, подразнит воображение зрителя мечтою заоблачной и распадётся на глазах до следующего раза. Сказка не сказка, мечта не мечта, мираж не мираж».

 В жигулевском селе Подгоры с этим небесным городом связана не одна интересная история. Самарский писатель-философ, член Союза писателей России И.Л. Муханов нашёл и записал по жигулёвским сёлам, а затем художественно обработал практически неизвестные, простые и очень мудрые сказы и древние предания, отражающие неповторимую красоту природы и богатую событиями историю Самарского края. В настоящее время И.Л. Мухановым написано свыше 100 жигулёвских сказов, значительная их часть посвящена историям, услышанным от старожилов села Подгоры (http://www.proza.ru/avtor/peresvet2 (Сказы и байки Жигулей)).

Дом крестьян Пониных в селе Дубовый Умёт

Центр историко-краеведческой жизни всего Волжского района – село Дубовый Умёт. Именно там располагается районный историко-краеведческий музей.

Депутат I Государственной Думы В.Ф. Балясников, 2006 г.В основе коллекции музея материалы и экспонаты, рассказывающие об уникальной истории освоения пригородных земель Самары, о первых дорогах в Самарском Заволжье, об удивительных судьбах крестьян-переселенцев, об истории колоритнейших волжских сёл – Рождествено, Воскресенка, Смышляевка, Дубовый Умёт, Курумоч и т. д.

Село Дубовый Умёт основано приблизительно в 1780 году на месте умёта (постоялый двор, станция на почтовом тракте) около дубовой рощи.

В 1871 году в селе побывал Л.Н. Толстой, сейчас в сельском музее хранятся некоторые экспонаты в память о великом писателе.

26 марта 1906 года сельский учитель Дубово-Умётской волости Василий Фёдорович Балясников был избран депутатом в первый русский парламент – Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Самарского губернского избирательного собрания. В Государственной Думе он представлял Самарскую губернию.

Дом ПониныхДом Пониных в Дубовом Умёте – памятник деревянной архитектуры конца XIX века.

Дом был построен крестьянином Василием Пониным для семей его сыновей: Павла и Михаила. В 1929 году семьи братьев Пониных были репрессированы как кулаки (имели лошадей). Всё имущество у них отобрали, их самих выселили из Дубового Умёта, а дом был передан ветеринарной лечебнице. Лечебница размещалась в одной половине дома, а вторая половина много лет пустовала. Практически никак не использовалась и приусадебная территория. Само здание ни разу не ремонтировалось. Дом ветшает и разрушается.

Размещение в доме крестьян Пониных музея «Крестьянские судьбы Самарской губернии» (такое предложение разработано директором историко-краеведческого музея Волжского района Е.А. Чертовой) позволило бы сохранить единственный на сегодняшний день памятник крестьянской сельской архитектуры Волжского района. В случае передачи дома Пониных под музей в нём будет размещена экспозиция, рассказывающая о жизни крестьян-переселенцев из центральной России, приехавших осваивать самарские степи после постройки крепости Самары, сильных и крепких крестьянах-хозяйственниках, создавших своим трудом славу Самаре как хлебной житнице России, о сложных судьбах их потомков.

Дом ПониныхНаличие при доме приусадебного участка позволяет планировать на втором этапе развития музея создание законченного образа крестьянской усадьбы степной зоны Самарской губернии конца XIX – начала XX века с надворными постройками и сельхозинвентарём.

Эта идея была поддержана и единственным наследником дома, участником и инвалидом Великой Отечественной войны, заслуженным строителем РСФС, удостоенного боевых и трудовых наград (два ордена Отечественной войны первой степени, ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового красного знамени, Знак Почёта) – Виктором Михайловичем Пониным (скончался в 2011 году).

«Размещение музея, правдиво рассказывающего о сложных судьбах самарского крестьянства в доме моих родителей,– писал он в обращении к Президенту России Д.А. Медведеву в 2009 году, – будет не только восстановлением справедливости по отношению к ним и всем незаслуженно репрессированным русским крестьянам, но и поможет в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. А лично для меня, ветерана войны, это будет лучшим подарком ко Дню Победы».

 

Фритьоф Нансен – «Лучший иностранец России»

Полярный исследователь, учёный и гуманист Фритьоф Нансен, 1897 г.1920 год в Поволжье был неурожайным. Было собрано 20 млн. пудов зерна против 146,4 млн. пудов в 1913 году. Вследствие чего посевные площади по сравнению с предыдущим годом сократились на 47,1%. Крестьяне, в связи с этим, старались засеять все свои оставшиеся запасы, надеясь поправить своё продовольственное положение. Однако весна 1921 года оказалась засушливой. Особенно сильно была поражена засухой Самарская губерния, где уже в конце мая погибли озимые хлеба, а яровые стали желтеть и засыхать. Наступало страшное бедствие – голод.

Урожай в Самарской губернии не превышал 2,7 млн. пудов и зерна хватило лишь на 1,5-2 месяца. Положение осложнялось тем, что Самарская губерния находилась посреди других голодных губерний.

Меры, предпринятые Советским правительством и направленные на борьбу с продовольственным кризисом, не остановили голод, который унёс жизни миллионов людей (по некоторым оценкам погибло более 5 млн. чел.).

В 1921 году Женевская конференция Международного Красного Креста, обсуждавшая вопрос об оказании помощи голодающим в России, предложила известному полярному исследователю, норвежцу Фритьофу Нансену взять на себя руководство кампанией по оказанию помощи и создала комитет «Помощь Нансена». Фритьоф Нансен был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России.

Голодовка захватила и Дубово-Умётскую волость.

Нансен посетил Дубовый Умёт 3 декабря 1921 года.Одна из фотографий, сделанных Нансеном в России во время по- ездки по голодающим областям в 1921 году

«Его (Нансена) повезли в волость Дубовый Умёт. Там более 1500 человек, опухших от голода. В селе Колывань умерло голодной смертью 423 человека. В Дубовом Умёте умерло 145 человек за ноябрь. Из 4000 лошадей осталось 125. Когда Нансен через переводчика говорил с крестьянами, то женщины бросались ему в ноги, показывали своих истощённых детей и просили о помощи. И тогда заплакал этот человек, который не плакал перед лицом смертельных опасностей», - рассказывал председатель Самарского губисполкома Антонов-Овсеенко.

В летописи села, составленной В.В. Бессоновым в конце 1970-х годов, говорится следующее: «3 декабря 1921 года Нансен вместе с председателями РОСТА и Губисполкома въехал в Дубово-Умётскую волость Самарского уезда. У жителей Дубового Умёта, замученных голодом, слабо запечатлелась эта встреча, но вот как вспоминает Иван Петрович Монахов: «Приехали, кажется, двое. Мы все были в здании теперешнего интерната (сегодня это многоквартирный жилой дом), как сейчас помню, Василий Петрович Поросёнков скомандовал: «Встать!», мы еле-еле поднялись. Вошёл рослый, представительный мужчина, и с ним ещё один. На ломаном русском языке начал говорить, подбирая слова: “Мы приехали сюда, чтобы помочь вам, чтобы совсем не упали”. Слёзы катились из наших глаз, помню, почему-то, все встали на колени, вероятно, благодарили».

Результатом этого посещения явилась организация колонии по помощи голодающим Дубового Умёта, находилась она в здании, которое потом стало интернатом. Заведовала всеми делами колонии норвежская женщина, которую называли «Шведская барыня». По свидетельству жительницы села Белопорковой Пелагеи Фёдоровны, звали её Валентиной фон-Энгельгардт. Белопоркова, будучи ещё ребёнком, помогала «Шведской барыне» в надежде подкормиться самой. В первую очередь в селе кормили детей. Взрослым выдавалось по 200 гр. чёрного хлеба и гороховая похлёбка. Был открыт детский дом. Находился он на сегодняшней улице Советской, в большом двухэтажном доме Горбуновых.

«Пять недель прошло с тех пор, как я в приволжских степях видел обращённые ко мне огромные умоляющие глаза детей. Ради них и во имя милосердия обращаюсь я теперь к вам, к общественности, а через вас к правительствам. Давайте начнём действовать! Не то будет поздно!» - сказал в своём выступлении в Лиге Наций Нансен.

Памятный знак Ф. Нансену у здания ж/д вокзала в СамареЛига отказалась принять участие в помощи голодающим. Нансену пришлось привлекать к помощи частные организации.

Всего Нансеновская миссия собрала 40 млн. швейцарских франков и оборудовала 900 пунктов по оказанию помощи голодающим в 280 деревнях и селах. В 1922 году Фритьоф Нансен был удостоен Нобелевской премии мира, которую он пожертвовал на благотворительность. Большая часть её ушла на создание двух опытных аграрных станций в Поволжье и на Украине.

За неоценимую помощь Нансена нашей стране и россиянам французский писатель Ромен Роллан назвал его «Лучший иностранец России».

4 апреля 2014 годав Самаре был открыт памятный знак Фритьофу Нансену – стеклянный куб в виде глыбы льда с информацией о деятельности Нансена в Поволжье (автором проекта – студентка архитектурного факультета СГАСУ Дарья Бакшутова). В историко-краеведческом музее Волжского района есть экспозиция, посвящённая истории голода 1921 года и помощи, организованной Фритьофом Нансеном в Поволжье и Самарской губернии. Символично, что памятник создан на добровольные пожертвования граждан.

Дом космонавта В.И. Пацаева

Лётчик-космонавт СССР В.И. Пацаев

Пацаев Виктор Иванович (1933-1971), лётчик-космонавт СССР(№25), Герой Советского Союза. С 1969 в отряде космонавтов. В качестве инженера-испытателя входил (совместно с Г.Т.Добровольскими В.Н.Волковым) в состав экипажа космического корабля «Союз-11», выведенного на орбиту спутника Земли 6 июня 1971 года.

 

Полёт продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. После завершения программы полёта 30 июня 1971 при спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа. Вновь скафандры космонавты наденут после гибели экипажа «Союза-11».

 

В память о Викторе Пацаеве были названы кратер на Луне, малая планета номер 1791, научно-исследовательское судно, улицы в Актюбинске, Калининграде, Калуге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Орске, Пензе, Черкассах, Кировограде, Долгопрудном, Сатпаеве, селе Рождествено (Самарской области).

Семья Пацаевых в 1950-х – 1960-х годах приезжала в Рождествено летом на отдых.

Из книги сестры космонавта Г.И. Пацаевой «Отвага исканий». Москва «Молодая гвардия» 1976:

Здесь жил космонавт Виктор Иванович Пацаев

«НА ВОЛГЕ

С 1958 года родители жили в селе Рождествено Куйбышевской области. Брат с женой и детьми приезжали сюда отдыхать. Каждый день они ходили на Воложку (проток Волги) купаться. Спали в палатке в саду…

Перед окнами квартиры родителей раскинулся сад. Они вырастили его на заброшенном участке. Прохожие останавливались, любуясь цветами, рослыми, красивыми деревьями…

Отдых в селе Виктор использовал для закалки детей…

Маму Виктор очень любил и заботился о ней до последних дней. Настойчиво уговаривал её прописаться в его московской квартире. Совхозная квартира родителей в селе Рождествено была без удобств, а пошатнувшееся с годами здоровье всё чаще напоминало о себе. “Мама и папа, вот о чем я с вами хотел поговорить, - пишет он в апреле 1970 года. - Мне кажется, пора вас прописать у меня на квартире. Ведь всё равно вам скоро будет трудно одним жить в Рождествене. Хватит возиться с дровами, пора переходить на пенсионерскую жизнь”.

5 декабря 1968 года Виктор приехал в Рождествено к родителям на семейное торжество. На следующий день он уже возвращался в Москву. Провожающих было много, но мы с братом и дядей Александром Кольцовым ушли вперед. Идти по тонкому льду только что замерзшей Волги было страшно. У прорана темнела огромная полынья, и над нею поднимался белый пар. А на том далеком берегу сквозь туманную кисею виднелись острые шпили и белые дома Куйбышева. Сначала мы шли друг за другом, соблюдая дистанцию. Но потом я догнала брата, и дальше мы пошли рядом. По дороге Виктор рассказывал о Сергее Павловиче Королёве… В заключение брат сказал:

- Запомнились мне ег

 

о слова: “Жить просто нельзя, жить надо увлечённо!” Он сам может служить примером удивительной увлечённости своим делом…

Рассказывал брат о полётах Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Георгия Берегового. Слушала я его и с сожалением посматривала на приближающийся противоположный берег… Я догадывалась, что Виктор после работы в ЦАО теперь был причастен к созданию космической техники, знала от мамы, что он проводил занятия с космонавтами. Но о том, что он был уже в отряде космонавтов, никто из нас не знал.

Дома я поделилась с мамой тем, что узнала от брата. А она сказала:

- Как-то мы с Витей разговорились о спутниках. Он и говорит: «Там, мама, и моих триста летает»… Как бы сейчас порадовался отец…»

Межмуниципальный игровой этнографический фестиваль «Волжские забавы»

«Волжские забавы» в Дубовом УмётеФестиваль «Волжские забавы» проводится в селе Дубовый Умёт в сентябре месяце с 2005 года по инициативе сотрудников историко-краеведческого музея.

Основной целью фестиваля является сохранение и популяризация традиций игровой и праздничной культуры народов Поволжья.

«Волжские забавы» в Дубовом УмётеФестиваль собирает более 1000 участников и гостей из городов и районов Самарской области.

«Забавы» разделены на три основных конкурса: конкурс театрализованных представлений традиционных народных обрядов и праздников «Скоморошина», конкурс народных игр и забав «Яранка игровая», конкурс «Ярмарка весёлая».

К конкурсам участники готовятся заранее, собирая этнографический и краеведческий материал. Например, в 2013 году участники «Волжские забавы» в Дубовом Умётеконкурса «Скоморошина» показывали свадебный обряд «Выкуп невесты», обряд мордовской свадьбы, шуточный обряд «Похороны мух», проводимый в Семёнов день, русский народный обряд «Лупп – брусничник».

Народные игры «Залетела во садок перепёлочка», «Редька», «Резиночки», «Гуси-лебеди», «Как у Агриппины», «Бильбоке» и другие стали увлекательным зрелищем и приятным развлечением для гостей.

В рамках фестиваля также проходит «Конкурс краеведческих сказок собственного сочинения «Осень – пора сказок», театрализованные представления «Подгорские сказки», «Дефиле народных костюмов», конкурсы на самый оригинальный осенний букет, осеннюю скульптуру, традиционное угощение.

20 сентября 2014 года состоится уже VII межмуниципальный игровой этнографический фестиваль «Волжские забавы». На фестиваль приглашаются участники и гости со всех районов Самарской области.

Информационные источники:

http://kompasturista.ru/legendarnye-mesta/gora-manchixa

http://eremkin-kub.livejournal.com/257355.html

http://sto16km.wordpress.com/tag/

http://volzh.samgd.ru/letie/81089/

http://www.spd-umet.samregion.ru/settlement/history/

http://vk.com/topic-29496522_30279497

http://staraysamara.ru/217-fritof-nansen-v-samare

http://www.samluka.ru/1811/golod.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%BE%D1%84

http://www.proza.ru/2012/06/04/934

http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=12&id=134