Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Елховский

Елховский район расположен на северо-западе Самарской области

Елховский район уже несколько десятков лет притягивает археологов. Вблизи деревни Владимировка расположено несколько курганов, которые обозначают места древних (более 3 тысяч лет) захоронений, признанных интереснейшими памятниками срубной культуры. Здесь были найдены предметы, принадлежавщие живущим когда-то на этой земле племенам: бронзовый боевой топор и ножи, наконечники стрел, ребро лошади, горшки.

В средневековье на территории района кочевали племена сарматов, хазаров. В результате монгольского завоевания территория района входила в состав Золотой Орды, Казанского ханства.

Самой высокой точкой района является Зелёная гора – возвышенность на левобережье реки Кондурчи напротив села Елховки в 5 км к юго-востоку от посёлка Тукшум. Высота – 241 метр. Здесь произрастают редкие растения, занесённые в Красную книгу России. Верхняя часть холма занята лиственным лесом.

С Зелёной горой связано много мифов и легенд. Во II тыс. до н.э. гора являлась одним из священных центров местных индоевропейских племён. На склонах имеются остатки древних святилищ. В XVIII-XIX веках, согласно преданию, здесь в пещерах жили монахи.

Битва на Кондурче

Битва при Кондурче между войсками самаркандского эмира Тимура Тамерлана хана Золотой Орды Тохтамыша – одна из крупнейших битв эпохи средневековья на планете. По разным оценкам в ней приняло участие от 200 до 400 тыс. воинов с обеих сторон. Состоялась 18 июня 1391 года. Согласно современным представлениям, битва произошла в низовьях реки Кондурчи, у её слияния с рекой Сок. Имеются, однако, и другие предположения (самарский краевед Е. Гурьянов) о более северном месте сражения – в районе Бормы-Сентимира, т.е. на территории Елховского района. Так или иначе, но точное место битвы неизвестно, его можно обнаружить только случайно, т.к. воины-мусульмане никогда не оставляли после себя ни курганов-захоронений, ни оружия. Известно только, что войска Тимура, двигаясь со стороны Южного Урала вниз по течению Кондурчи, проходили через территории современных Кошкинского и Елховского районов.

По свидетельству летописцев, битва была настолько ожесточенной, что взвившаяся в небо пыль от копыт закрыла солнце, смешались небо и земля, а река Кондурча стала красной от крови. Армия Тимура одержала полную победу, изгнав Тохтамыша из Поволжья на Кавказ, победители подвергли грабежу его ставку и ордынские кочевья на Волге. В течение 26 дней войска Тимура стояли в Среднем Поволжье, в самом центре Орды, опустошая владения побеждённых. Поражение ослабило Орду и явилось началом её агонии, что благоприятно сказалось на дальнейшем развитии Московской Руси и на процессе её окончательного освобождения от ордынского ига.

Рыбная ловля в Красном Поселении

Красное Поселение – село на реке Кондурче. Основано в 1737 году В.Н. Татищевым как военное поселение крещёных калмыков. Первое название – Предтеченская Слобода. В основе названия термин «красный» в значении «красивый», «хороший», «лучший».

Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) оставилнам красочное описание рыбной ловли в Красном Поселениив автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука»:

- В первый же день мы ночевали возле татарской деревни Байтуган, на берегу полноводной и очень рыбной реки Сок. Разумеется, под каретой были подвязаны четыре удочки с удилищами; мы с отцом и Евсеичем успели поудить и выудили много прекрасных окуней, что несколько успокоило наше общее грустное состояние духа.

На другой или на третий день, хорошенько не помню, приехали мы поутру в огромную слободу пахотных солдат, называемую Красным поселением, расположенную на реке Кондурче, которая была немного поменьше Сока, но так же красива, омутиста и рыбна. Съехав с дороги, мы  остановились … у самого моста… Мать … сама предложила нам пойти удить на мельницу, которая находилась в нескольких десятках шагов, так что шум воды, падающей с мельничных колёс, и даже гуденье жерновов раздавалось в ушах и заставляло нас говорить громче обыкновенного. Не успели мы выпрячь лошадей, как прибежали крестьянские мальчики из Красного поселения и принесли нам множество крупных раков, которые изобильно водились в небольших озёрах по Кондурче. Для нас с отцом, кроме вкусного блюда, раки имели особенную цену: мы запаслись ими для уженья – и не понапрасну. Отец и Евсеич выудили на раковые сырые шейки в самое короткое время очень много и очень крупной рыбы, особенно окуней и небольших жерехов, которые брали беспрестанно в глубокой яме под вешняком, около свай и кауза. К прискорбию моему, я не мог участвовать в  такого рода уженье: оно было мне ещё не по летам и на маленькую свою удочку таскал я маленьких рыбок на мелком, безопасном месте, сидя на плотине. Когда мы весело возвращались с богатой добычей, милая сестрица выбежала ко мне навстречу с радостным криком и с полоскательной чашкой спелой ежевики, которую набрала она (то есть Параша) по кустам мелкой уремы, растущей около живописной Кондурчи.

В с. Елховка родился основатель Куйбышевского отделения Союза художников, скульптор В.П. Акимов (1894-1977)

Акимов Василий Петрович – один из лучших скульпторов советской эпохи, заслуженный художник Российской Федерации, основатель Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР.

Он родился в 1894 году в Самарской губернии, в селе Елховка. В 1901 году семья переехала в Самару.

Физкультурница с мячомПолноценного образования он так и не получил, окончил всего лишь четыре класса приходской школы, любил рисовать. Работал на посылках в магазине самарского художника и мецената Константина Головкина. Здесь продавались книги, картины, краски, холсты. В компании Головкина часто выезжал на Волжские берега на этюды. Рисовал, лепил, увлекся резьбой по дереву, учился живописи у художника Перова. Говорят, лепил фигурки даже из церковных свечек. В 1910 году шестнадцатилетним юношей Акимов участвовал в сооружении знаменитых декоративных слонов для дачи купца Головкина.

Один слон – настоящий, привезён из Индии. Второй – сделан из цемента симметрично, зеркально отражённо по отношению к оригиналу. В создании этого слона и принимал участие юный Вася Акимов.

В 1914 году Василий Акимов выставил свои этюды на профессиональной выставке самарских художников. Все они имели успех и были проданы. Василий едет в Казань поступать в художественную школу. Однако через три месяца обучения попал рядовым на фронт Первой мировой войны.

После революции Акимов окончил педагогические курсы и десять лет работал в школе учителем рисования, оформлял первые красноармейские клубы. Он работал художником-декоратором в театре драмы, в театре музыкальной комедии, в театре миниатюр. До реконструкции 60-х годов XX века потолок в зале Самарского театра драмы был расписан Акимовым ромбами и квадратами в стиле модерн.

Начиная с 1920 года скульптурные работы Василия Акимова участвуют во всех художественных выставках.

В 1936 году в Куйбышеве на центральной площади начали строить Дворец культуры. По ходу дела проект изменили,  Дворец стал на один этаж ниже, из-за чего памятник Куйбышеву выглядел непропорционально большим.  Акимову предложили создать в нишах Дворца две монументальные фигуры высотой под четыре метра: «Рабочий с книгой» и «Физкультурница с мячом».

Рабочий с книгойЗаслуженный художник России Евгений Горовых говорит: «Когда я бываю на площади имени Куйбышева, всегда всматриваюсь в лица этих скульптур и узнаю в облике Рабочего Василия Петровича Акимова, а в Физкультурнице вижу его жену...».

«Он не знал, какой у него размер обуви и одежды, не знал, сколько стоит хлеб, а сколько – молоко. Жил только творчеством. Если Акимов работал над каким-то образом, то невольно и в жестах, и в походке сам становился чем-то похожим то на Горького, то на Чапаева…», – вспоминает дочь скульптора Татьяна Васильевна.

В 1939 году он создаёт посвящённую Горькому «Песню о Соколе» (Самарский художественный музей) В городе Чапаевске стоит выполненный Акимовым памятник легендарному комдиву Чапаеву, а на территории самарского завода имени Фрунзе – конная скульптура Фрунзе. Во время войны он создал знаменитый портрет Горького. После войны для Куйбышевского литературного музея имени Горького выполнил скульптуры по произведениям Горького…

Именно Василий Акимов создал и возглавил (1941-1952) Куйбышевское отделение Союза художников, был председателем художественного фонда, председателем художественного совета.

С юности пленённый творчеством Маяковского, Акимов не раз участвовал и в Москве, и в Куйбышеве в выставках с портретами Маяковского. В 1945 году его скульптуру приобрел музей Маяковского в Москве. Когда в столице был объявлен конкурс на проект памятника для площади Маяковского, Акимов привёз в мастерскую Веры Мухиной свою работу. Первая премия тогда не была присуждена никому, вторую премию разделили Кибальников и Акимов. Обоим предложили доработать свои варианты.

В шестидесятые годы с членами художественного совета Акимов выезжал в Москву для приобретения парковых скульптур для куйбышевской набережной.

Он работал до последних дней жизни. На станках в его мастерской остались неоконченные работы...

Информационные источники:

 

duodecinda.livejournal.com/8570.html

http://elhov.samgd.ru/upload/files/70000/70389/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.pdf

http://samsud.ru/upload/pdf/2008/3_2008.pdf

http://neferjournal.livejournal.com/3635219.html