Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Город Жигулевск

Жигулёвск расположен на правом берегу среднего течения Волги в северной части Национального парка «Самарская Лука»в долинах Жигулёвских гор.

Историко-краеведческий музей «Самарская Лука» городского округа Жигулевск Самарской области

Историко-краеведческий музей «Самарская Лука» уникален. Он представляет огромную природную территорию – Волжскую излучину – Самарскую Луку.

В Жигулевске краеведческий музей открыли 18 ноября 1959 года.

Образцы нефтиНачальник управления «Куйбышевгидростроя» В.Я. Кан обратился с просьбой в подведомственные организации собрать материалы по истории строительства ГЭС и обнаруженные при строительстве находки передать в музей. Здесь были и окаменевшие останки древних ископаемых животных, окаменелости с отпечатками древних микроорганизмов и растений.

В это же время начали собирать материал об истории и природе Самарской Луки, местный фольклор.

В январе 2003 года в связи с расширением видов деятельности и образованием юридического лица музей получил свой нынешний статус и название – Муниципальное учреждение культуры «Историко-краеведческий музей “Самарская Лука”». В музее – четыре зала: «Жигулёвск», «Наследие», «Природа» и кинозал.

Экспозиция зала «Жигулёвск» рассказывает о городе Жигулёвске, об археологических памятниках, народных промыслах, развитии промышленного производства. Представлены архитектурно-планировочная структура Муромского городка первой четверти XIII века, макеты «Рыбный двор села Жигули, XVII век», «Серный городок, XVIII век», «Известковый завод Ванюшина, село Ширяево 1904 г.»; «Буровая нефтевышка», «Нефтекачалка», «Гидроагрегат ГЭС», образцы нефти и др.

В зале «Наследие» представлены реконструкции этнографических костюмов «Сарматка» и «Волжский казак», предметы домашнего обихода жителей Самарской Луки, а также информация о её исследователях и путешественниках П.С. Палласе, И.И. Лепёхине, И. Фальке, В.В. Гольмстен. Часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне и её героям-землякам.

Участники игровой программы «Осколки времени»Зал «Самарская Лука» рассказывает об уникальной природе этого края – острова гор, окаймлённого излучиной Великой Волги, ярких представителях её фауны: лисице (символе Национального парка «Самарская Лука»), редкой птице орлане-белохвосте, степном орле, размах крыльев которого может достигать трёх метров. В экспозиции также представлены ископаемые останки представителей ледникового периода: мамонта, бизона, шерстистого носорога, большерогого оленя.

В кинозале можно просмотреть видеофильмы о Самарской Луке и истории Самарского края.

С 2006 года работают два филиала Жигулёвского историко-краеведческого музея «Самарская Лука»: выставочный центр «Народная галерея» и музей-театр «Жигулёвская сказка» в посёлке Зольное.

В 2014 году Историко-краеведческий музей «Самарская Лука» отметил своё 50-летие.

Выставочный центр «Народная галерея»

Картина с выставка пленэрных работ «Мой край – Моя Россия!»Жигулёвский выставочный центр «Народная галерея» был открыт в 2006 году в рамках реализации областной целевой программы «Развитие культуры малых и средних городов Самарской области».

«Народная галерея» находится в помещении Дворца культуры «Жигулёвский» и собирает в своих стенах художников, фотохудожников, народных умельцев и других творческих личностей.

За период работы галереи в ней прошло немало интересных мероприятий. Это фотовыставки, давшие толчок целой серии мастер-классов по фотографии, выставки мастеров изобразительного (реалистического и авангардного) и декоративно-прикладного искусства. Под девизом «Открытие имени» организуются персональные выставки.

Проходят творческие вечера (самыми знаковыми стали «Модная провокация» и «Женщины в стиле Александра Вертинского»), благотворительные аукционы и мастер-классы, посетить которые может каждый желающий.

Выставочный центр сегодня объединяет более 60 человек – это творческие люди из самых различный областей искусства. В «Народной галерее» всегда можно приобрести картины художников и сувениры.

Музей-театр «Жигулевская сказка» 

Экспонат музея-театра «Жигулёвская сказка» – ШишигаЛегенды и сказки Самарской Луки, передающиеся из поколения в поколение, наполнены яркими образами и необычными сюжетами.

Персонажи сказок имеют особенное происхождение и конкретное местообитание. В музее-театре их можно увидеть в виде манекенов, кукол и на картинах, выполненных профессиональными художниками. Здесь представлен мир фольклорных героев Самарской Луки: Хозяйки Жигулёвских гор, Шишиги, Железного волка, Волкодира, Деревянного орла. Обычные растения, камни или предметы повседневного быта в местных легендах наделяются волшебной силой и помогают героям в сложных ситуациях.

Посетители узнают, как рождаются легенды Самарской Луки, какие конкретные исторические личности стали героями местных сказок и легенд. Переодевшись в костюмы героев, они становятся участниками театрализованного представления.

Историко-музейный комплекс в селе Ширяево

«Историко-музейный комплекс в селе Ширяево», филиал Самарского областного художественного музея, включает три музея – Дом-музей И.Е. Репина (1850-х гг.), Дом-музей поэта А.В. Ширяевца (1890-х гг.), усадьбу купца И. Вдовина (начало XX в.).

Дом-музей И.Е. Репина

Дом-музей И.Е. Репина в ШиряевоЕщё будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, пережив сильное впечатление от увиденной на Неве ватаги бурлаков, задумал картину, посвящённую тяжёлому бурлацкому труду. Друг, живописец К.А. Савицкий, посоветовал ему отправиться к «настоящим бурлакам» – на Волгу.

Репин вместе с младшим братом Василием и художниками Ф.А. Васильевым и Е.К.Макаровым поселился в Ширяево (тогда Ширяев Буерак) на три летних месяца 1870 года в доме крестьянина Ивана Алексеева.

Илья Ефимович красочно рассказал о путешествии на Волгу в главах своей книги воспоминаний «Далёкое близкое», вышедшей спустя 44 года после поездки.

Репин во время пребывания на Волге сделал большое число рисунков и этюдов, которые сейчас, в основном, хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.

Фрагмент экспозицииЗнаменитые репинские «Бурлаки на Волге» создавались в течение трёх лет с – 1870-го по 1873-й. Переработав множество впечатлений, автор остановился на мотиве идущей в солнечный день по берегу Волги ватаги бурлаков.

В архиве Самарского областного художественного музея хранится письмо И.Е. Репина к Городскому Голове П.В. Алабину, которое художник прислал ему в январе 1895 года. Это был ответ на обращение Алабина, в котором тот сообщал, что самарская интеллигенция считает Репина «своим» за картину «Бурлаки на Волге». Вспоминая о пребывании в Ширяевом Буераке, художник сообщил здесь много интересных фактов.

Фрагмент экспозицииЗнаменитая репинская работа сейчас находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. В 2004 году «Бурлаки» в рамках проекта Русского музея «Три века русского искусства» побывали в Самаре, где были выставлены в залах художественного музея и, таким образом, как бы вернулись в те места, где когда-то были задуманы Репиным.

В 1970-е годы, спустя сто лет после посещения Репиным сотоварищи села в Жигулях, ширяевская учительница Александра Фёдоровна Португальская решила найти дом Ивана Алексеева, в котором останавливались художники. Расспрашивая местных жителей, она пришла к выводу, что речь идёт о доме по адресу ул. Советская, 14. Большая работа по организации в этом доме музея была проделана тогдашним директором Куйбышевского художественного музея Аннетой Яковлевной Басс. В 1976 году музей приобрёл дом Алексеевых, и после реставрации дома и участка здесь в 1990-м году был открыт Музей И.Е. Репина.

Фрагмент экспозиции на территории музейного комплексаПостроенный в середине ХIХ века, бревенчатый дом в три окна, выходящих на Волгу, в то время находился в первом порядке домов, выстроенных вдоль берега реки.

Усадьба Алексеевых типична для своего времени. Внутри крытого двора находятся амбар, сарай, хлев. В доме-музее представлена обстановка ширяевской избы второй половины ХIХ века: божница с иконами в красном углу, обеденный стол по диагонали от печи, справа у стены – окованный медью сундук. Над входной дверью размещаются полати. Обстановка в избе была воссоздана по воспоминаниям Репина (книга «Далёкое близкое»).

До нашего времени не дошли какие-либо вещи, которыми пользовались художники в Ширяево. В интерьере были размещены типичные бытовые предметы, собранные в селе Ширяево, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ века.

Праздничное мероприятие в честь Дня рождения И.Е. РепинаДля воссоздания «живой» атмосферы пребывания Репина с друзьями-художниками на стене подвешены на гвозде подрамники (на них натягивалась холсты для этюдов), на лавку у окна положены альбомы для набросков. В экспозицию включены копии работ, написанных Репиным в Ширяево: картина «Шторм на Волге», этюд с фигурой бурлака, эскиз «Бурлаки, идущие по берегу Волги». Все копии сделаны студентами Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1990-е годы специально для репинского музея.

Во дворе под навесом слева представлены рыболовные принадлежности – сети, корзины для рыбы; здесь же можно увидеть корыто для рубки капусты; под навесом справа – земледельческие орудия – плуг, борона, грабли и т.д. На территории бывшего хозяйского огорода – конская упряжь, колеса от телеги и т.п.

Ежегодно 5 августа к музею собираются жители села, гости из Самары, Жигулёвска, Тольятти, других городов и районов области на праздничное мероприятие в честь Дня рождения И.Е. Репина.

В 2000 году музей посетил Президент России В.В. Путин. В книге отзывов он оставил запись: «С чувством удовлетворения, гордости и благодарности за Вашу работу по сохранению нашего национального достояния. В.В.Путин».

Дом-музей А. Ширяевца

Поэт Александр Васильевич Ширяевец (Абрамов, 1887-1924) родился в селе Ширяев Буерак Рождественской волости Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне село Ширяево).

В автобиографии он писал:«…Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками. Первым прочитанным поэтом былКольцов, потом –Лермонтов. Иногда отец выписывал “Родину” или “Ниву”».

Поэт А.В. ШиряевецРождение в самой живописной части Волги, среди легендарных Жигулёвских гор явилось важнейшим стимулом поэзии Ширяевца.Всё его творчество связано с Волгой, Жигулями, жигулёвской вольницей: «В междугорье залегло – / В Жигулях моё село. / Рядом — Волга... / Плещет, льнёт, / Про бывалое поёт...» («Ширяево», 1916). Не случайно и свой псевдоним поэт образовывает от названия родного села.

Ширяевец пишет о сильных характером героях из народа: отчаянных девушках, бурлаках, Стеньке Разине с его голытьбой. Под стать им и пейзаж, такой же неуёмный, буйный, влекущий вдаль, к другой жизни: высокие кручи, волжские дали, волны, тёмные ночи и грозы.

Дом-музей А.В. Ширяевца

Стихи Ширяевца произвели сильное впечатление на Сергея Есенина, который писал ему: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны». В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги».

В жизни современной ему деревни Ширяевца привлекает главным образом только то, в чём выплескивается наружу всё талантливое и размашистое.

О своём взгляде на крестьянский мир он писал поэту, критику и мемуаристу В. Ходасевичу (7 янв. 1917): «Скажу кое-что в свою защиту. Отлично знаю, что такого народа, о котором поют Клюев, Клычков, Есенин и я, скоро не будет... И что прекраснее: прежний Чурила, в шёлковых лапотках, с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в американских штиблетах, с Карлом Марксом или “Летописью” в руках, захлебывающийся от открываемых там истин?.. Ей-Богу, Вид на село Ширяевопрежний мне милее!.. Знаю, что там, где были русалочьи омуты, скоро поставят купальни для лиц обоего пола, со всеми удобствами, но мне всё же милее омуты, а не купальни... Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили мы несколько веков! Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно “лозунгами”… Может быть, чушь несу я страшную, это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?..» (Ходасевич В. Есенин // Русское зарубежье о Есенине. М., 1993. Т.1. С.67).

М.Шаньков. Дом Абрамовых в Ширяеве. 2007 г.И в последний год жизни Ширяевец подтвердил своими стихами, что эти слова – не декларация, а жизненная, духовная, творческая суть поэта: «Никогда старина не загаснет: / Cлишком русское сердце моё.. / Позабуду ли песни на Клязьме! / Как я мчался с тяжёлым копьём… / Вечевые прибойные клики! / Ветер Волхова вздул паруса! / То палач я, то нищий калика / То с булатом в разбойных лесах… / Не припомню, какого я роду, / Своего я не помню села… / Ускакал я в бывалые годы, / Старь родная меня занесла».

Умер Ширяевец в 37 лет от неожиданно случившегося воспаления мозга. Глубоко потрясённый его смертью, Есенин посвятил ему одно из своих лучших стихотворений позднего периода «Мы теперь уходим понемногу...» (1924). Есенин просил: «Если умру, похороните меня рядом с Шуркой милым…» Так и вышло. Могилы их неподалёку друг от друга на Ваганьковском кладбище в Москве.

В селе Ширяево, в доме, где поэт родился и жил до 1900 года, созданего музей. Усадьба состоит из четырёхстенной избы, построенной в конце XIX века, каменного сарая с погребицей и лёгких построек. До приобретения дома в собственность художественным музеем здесь жила одна из долгожительниц Ширяева Екатерина Егоровна Ионова. Её муж, Фёдор Максимович Ионов, был ровесником Ширяевца и в детстве ходил с ним на рыбалку. В доме сохранена историческая целостность убранства. Все, за немногим исключением, представленные здесь основные предметы обстановки не были привнесены сюда после организации музейной экспозиции, но происходят именно из этого дома. Уроженец Куйбышева (Самары), художник, профессор Российской академии художеств и частый гость Ширяево М.Ю. Шаньков вспоминает:

Фрагмент экспозиции«… осенью, в Ширяеве, сижу, пишу музейный интерьер Абрамовых, где маленький Саша родился, будущий поэт, друг Есенина, сродный Пушкину не только именем и ремеслом, но и количеством тридцати семи отпущенных на земле лет. Тут, в избе, все предметы, мне кажется, вобрали в себя живой дух недавно ушедших людей: и расписной иконный угол, заботливо обвитый белым полотенцем с кружевными концами, и синий деревянный сундук, крест-накрест обитый полосами железа, и зингеровская швейная машинка, черной кошкой выгнувшая спину, и обеденный стол с самоваром, и трогательные фотографии над окном, и коробочка ходиков над другим, с навечно вросшими в циферблат стрелками.»

В настоящее время эта экспозиция является выставкой крестьянского быта села Ширяево рубежа XIX-XX веков – времени, когда здесь родился и провёл раннее детство будущий поэт. Уникальной особенностью интерьера этого дома являются росписи масляной краской на божнице и двух шкафчиках в виде цветочного орнамента. Судя по особенностям живописи, эти росписи были сделаны в конце XIX– начале XX века работниками передвижной артели мастеров с Урала.

В 2007 году на территории усадьбы было сооружено бревенчатое здание фондохранилища, в котором развёрнута выставка документальных материалов, посвящённая жизни и творчеству поэта Ширяевца.

Ежегодно в музее отмечается день рождения Ширяевца (2 апреля), проводятся вечера поэзии А. Ширяевца (21 сентября), Есенинские чтения (3 октября).

Усадьба купца И. Вдовина

Дом купца ВдовинаТак называемый «Белый дом», построенный купцом Второй гильдии И. Вдовиным в 1910 году, – памятник архитектуры регионального значения. Экспозиция «Комнаты купца И. Вдовина» в «Историко-музейном комплексе в селе Ширяево» открылась 12 июня 2011 года. Известно, что Вдовин был владельцем мельницы и занимался торговлей мукой. О нём сохранилось немного сведений. И всё же, он, вероятно, был человеком оборотистым – в 1910 году по селу кинул клич: кто принесёт ему бутовый камень, пригодный для постройки дома, – тому кружка пива бесплатно. Местные мужики натаскали Кабинет. В прошлом письменный стол был показателем интеллигент- ности семьи и зажиточности. Ещё в 1880-х годах письменный стол был большой роскошьюстолько строительного материала, что хватило на огромный, по местным меркам, белокаменный дом со стенами метровой толщины.

В двух комнатах дома воссозданы фрагменты интерьеров гостиной, столовой, спальни и кабинета хозяина. Так как до нашего времени ничего из вещей, принадлежавших Вдовиным, не дошло, в залах воспроизведён типичный купеческий интерьер того времени, представлена мебель и предметы обихода рубежа XIX-XX веков из фондов Самарского областного художественного музея. Они типичны для своего времени и свидетельствуют о вкусах и предпочтениях российского купечества, моде эпохи.

Жигулевский Барбизон

Участница творческих мастерских «Жигулёвский Барбизон»Традицией культурной жизни Ширяево стал Жигулёвский Барбизон – творческие мастерские для одарённой молодёжи. Название мероприятия восходит корнями к XIX веку, когда в деревушку Барбизон на севере центральной части Франции, съезжались на пленэр художники.

Проект реализуется Самарским областным художественным музеем с 2006 года. Он задуман с целью поддержать и развить творческий потенциал талантливой молодёжи Самарской губернии, привить интерес к творчеству у подрастающего поколения, расширить сферы приложения творческих сил молодёжи, инициировать её более активное включение в диалог с современной культурой.

Частым гостем «Жигулёвского Барбизона» является художник Михаил Юрьевич Шаньков, профессор живописи Российской академии художеств (родился в Куйбышеве (Самаре), живёт и работает в Москве).

М.Шаньков. Село Ширяево. 2011 г.- С 2006 года мне выпала честь участвовать в педагогическом проекте «Жигулёвский Барбизон», организованном Самарским художественным музеем. Каждое лето, в июне месяце в Ширяеве проводятся мастер-классы ведущих деятелей художественного творчества. Студенты различных творческих специальностей разбивают на территории Репинского музея палаточный лагерь. Юные живописцы, актёры, фотографы, кукольники, кузнецы и фольклористы под руководством опытных наставников в течение недели с утра до вечера «варятся» в одном художественном котле. Вечерами на берегу Волги разводится большой костёр и все собираются на большой капустник. Здесь каждый старается блеснуть талантом – звучат стихи и песни, льётся музыка... Под гармонь и гитару вспоминаются народные песни, ребята отплясывают кадриль и как в старину устраивают традиционные деревенские игры-забавы, которыми молодёжь коротала вечера. Мне думается, что в любом педагогическом проекте результат приходит не сразу. А иногда он просто неразличим, нематериален. Главная сила Барбизона в том, что здесь дети получают мощнейший заряд традиционной народной духовной бодрости. Конечно, нам не удастся обучить их мастерству в столь сжатые сроки. Но помочь нашим юношам и девушкам выбрать верное направление, пробудить связь с культурой предков, поддержать их на самом старте самостоятельного творческого пути мы не только можем, но и обязаны. Если, конечно, хотим чтобы наши дети вырастали нормальными людьми и жили счастливо. А без чистосердечной любви к природе родного края и стремления не навредить ей (а значит и самим себе) необдуманной деятельностью вряд ли это видится возможным.

Ширяевская биеннале современного искусства

Андрей Кузькин. Россия. Быть художником, быть индейцем. 2009 г.Ширяевская биеннале «…: между Европой и Азией» – самое крупное и аутентичное событие современного искусства в Самарском регионе. Биеннале проводится с 1999 года, каждый август каждого нечётного года в селе Ширяево и в Самаре (1999 год –«Провинция: между Европой и Азией», 2001 год –«Тактильность: между Европой и Азией», 2003 год –«Еда: между Европой и Азией», 2005 год –«Любовь: между Европой и Азией», 2007 год –«Дом: между Европой и Азией», 2009 год –«Америка: между Европой и Азией», 2011 год –«Чужестранцы: между Европой и Азией», 2013 год –«Экран: между Европой и Азией»).

В биеннале принимали участие художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Австрии, Италии, Литвы, Эстонии и Армении. Опубликованы каталоги. Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией».

Пространством для показа произведений служит всё село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни, берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом культуры, пристань и т.д. С 2005 года в Самаре работает параллельная программа биеннале – международные художественные проекты демонстрируются на основных выставочных площадках города.

Источник Николая Чудотворцав урочище Каменная чаша

Источник Николая ЧудотворцаУрочище Каменная чаша в 10 км от села Ширяево – округлое чашеобразное расширение, окружённое со всех сторон высокими гребнями и шишками гор, представляющее собой как бы огромный котёл с каменными боками. Каменная чаша образована слиянием трёх оврагов в Жигулях.

На склонах горы имеются три источника. Это единственное место в Жигулёвских горах, где на такой высоте выходят на поверхность грунтовые воды. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование.

Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, получил название «Источник Николая Чудотворца». Считается, что вода из него приносит здоровье и долголетие.

Рядом с источником установлен камень в честь Николая Угодника и возведена каменная часовня.

Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который, не желая сдаваться царским войскам, бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись, и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.

Информационные источники:

http://samaluka.ru/

http://litsamara.com/?p=83

http://chronograph.livejournal.com/79313.html?thread=2109137

http://www.shankov.ru/shankov/notes/book/new/riverside.php

http://www.shankov.ru/shankov/notes/traveling/travel_detail.php?ID=669

http://www.zhiguli-tour.ru/518/

http://ru.shiryaevo-biennale.ru/2013-/2012-08-31-10-57-12

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D1%88%D0%B0

http://www.zhigulevsk.org/novosti/krasoty_zhigulej/

http://yuriro.livejournal.com/6489.html