Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Кошкинский

Кошкинский район расположен на северо-востоке Самарской области.

В Кошках побывал премьер-министр царской России, реформатор П.А. Столыпин

Встреча парохода Межень в СамареВ целях реализации аграрной реформы была предпринята поездка Российского премьера П.А. Столыпина и главноуправляющего земледелием и землеустройством А.В. Кривошеина в Поволжье и Сибирь.14 сентября пароход «Межень», на котором высокие гости совершали поездку, пристал к казённой пристани Самары. Их встречали самарский губернатор Владимир Якунин, предводитель дворянства Александр Наумов и вице-губернатор Рудольф фон Витте.

Из воспоминаний Самарского губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова о П.А. Столыпине и его реформах:

«В 1910 году правительство особенно усердно подгоняло землеустроительные работы. Это была главнейшая ставка самого Столыпина и мерило заслуг всего провинциального ведомственного люда, создававшего на успешности этих мер служебную себе карьеру.

В том же году состоялся торжественный объезд П.А. Столыпиным, совместно с А.В. Кривошеиным, наиболее выдвинувшихся по количеству работ землеустроительных районов.

В первой половине сентября оба министра посетили также наше Среднее Поволжье, заехали сначала в Симбирск, а затем, между десятым и четырнадцатым сентября, высадились в Самаре, где встречены были многочисленными местными депутациями, включая представителей нашего дворянства и земства.

Во всё время своего краткого пребывания в Самаре Столыпин с Кривошеиным имели своей резиденцией путейский пароход, на котором они приплыли с верховьев Волги. В его же просторной рубке состоялся приём всех самарских должностных лиц и депутаций…

Город Самара министров мало интересовал. Всё своё время они использовали на объезды окрестных селений, с целью видеть на местах результаты землеустроительных работ. Не только в Самарской губернии, но и в соседних с ней местностях обоим министрам показывались благодетельные результаты новоизданного землеустроительного закона на встречавшиеся на пути хутора и посёлки. Они представляли из себя образцовые хозяйства, видимо превосходно оборудованные, полные “изобилия плодов земных” и всяческого экономического благополучия…»[1]

Журнал «Самарский земледелец» в №3 за 1910 год писал:

«П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин (министр земледелия) 12 сентября посетили северную часть Самарского уезда. Наблюдали работы по внутринадельному землеустройству. Осмотрели выставку Самарского уездного земства около села Грачёвки[2], которая давала представление о типе агрономической помощи населению. Столыпин рекомендовал её сделать постоянной и придать ей передвижной характер».

Грачёвка была одним из центров хуторского расселения крестьян в начале ХХ века.

На 1910 год в деревне имелось 109 дворов, проживало 744 человека. Имелась земская школа, ветряная мельница.

П.А. СтолыпинОбучение в школе было бесплатным. Программы и учебные материалы утверждались попечительскими советами и съездами учителей, при этом в программы специально вводились перспективные с/х предметы – садоводство, пчеловодство, семеноводство и др.

После торжественного посещения Грачёвки Столыпиным (и по его личному поручению) в деревне построили сельскохозяйственную школу, которую потом превратили в детский дом для детей, осиротевших в годы войны. А затем несколько десятилетий там была школа-восьмилетка.

Семья  П.А. Столыпина владела землями в нескольких российских губерниях. В 1899 году его жена унаследовала имение Чулпановка, находившееся в тридцати пяти верстах от села Кошки Самарской губернии. Пётр Аркадьевич, приехав сюда, наметил место для хутора, который вскоре получил название Столыпинский. В 1900 году он снова приехал в Чулпановку. Здесь уже вовсю шло строительство дома приказчика, хозяйственных построек, хлебного амбара, конного и скотного дворов. Со временем Столыпин создал здесь многоотраслевое хозяйство, и Чулпановка стала прообразом того села, какими Столыпин видел и другие российские деревни.

Памятник моряку-подводнику Ф.А. Видяеву

Фёдор Алексеевич Видяев родился 7 ноября 1912 года в эрзянском селе Степная Шентала ныне Кошкинского района Самарской области. В 1921 году семья переехала в Мурманскую область. В 1932 году Фёдор по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Ленинград в военно-морское училище им. Фрунзе.

Памятник Ф.А. Видяеву в с. КошкиВ 1938 году принял участие в знаменитом ледовом походе ПЛ «Д-3» для снятия с дрейфующей льдины героической четвёрки папанинцев:

В октябре 1940 года Видяев был назначен помощником командира подводной лодки «Щ-421», где командиром был капитан-лейтенант Н.А. Лунин. В первый же день войны «Щ-421» вышла в боевой поход. В декабре 1941 года на боевом счету подводной лодки было уже три потопленных фашистских транспорта общим водоизмещением 20000 тонн. Фёдор Видяев одним из первых членов экипажа был награждён орденом Красного Знамени.

В марте 1942 года, после назначения Н.А. Лунина командиром крейсерской подводной лодки К-21, командиром «Щ-421» стал капитан-лейтенант Ф.А. Видяев.

19 марта 1942 года Фёдор Видяев ушёл в свой первый командирский боевой поход.  28 марта в районе Лакее-фьорда был обнаружен транспорт в охранении двух сторожевиков. В сложной тактической обстановке командир вышел на боевой курс и атаковал транспорт чётырех-торпедным залпом, а затем умело ушёл от преследования. 4 апреля на подводной лодке приняли сообщение о награждении лодки орденом Красного Знамени.

8 апреля, патрулируя в устье Порсангер-фьорда на глубине 15 метров, подлодка натолкнулась на антенную мину заграждения, лишилась хода и способности погружаться. Лодка всплыла и очутилась в пелене снежного заряда, скрывшего корабль из видимости с вражеского берега. Взрывом мины оторвало оба гребных винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка, сдвинуло с места радиопередатчик, разбило всю корму. Из чехлов дизелей срочно сшили парус и подняли его на перископы. Тринадцать часов «Щ-421» шла под парусом вдоль берега противника. На помощь была отправлена ПЛ «К-22» под командованием В.Н. Котельникова. После неудавшихся из-за сильного волнения моря попыток буксировать лодку, экипаж аварийной «Щуки» взяли на борт «К-22», а «Щуку» с близкой дистанции потопили торпедой.

Командир подводной лодки «Щ-422», капитан 2-го ранга Ф.А. ВидяевВ июле 1942 года Видяев был назначен командиром подводной лодки «Щ-422».В сентябрьском походе «Щ-422» вступила в бой с двумя сторожевиками и двухторпедным залпом из-под перископа один из них отправила на дно. Эта атака вошла в историю войны как один из немногих случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего её противолодочного корабля. По возвращении в базу Фёдору Алексеевичу был вручён второй орден Красного Знамени. К лету 1943-го на его счету было 13 потопленных боевых и транспортных кораблей врага.

В июне 1943 года Ф.А. Видяев был награждён третьим орденом Красного Знамени.

1 июля Фёдор Видяев ушёл в свой последний, девятнадцатый поход. 25 июля приказом наркома ВМФ «Щ-422» была преобразована в гвардейскую. Но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. На базу они не вернулись.

Ф.А. Видяев был посмертно награждён орденом Британской империи 4-й степени за спасение судов союзников.

В городе Полярном 6 ноября 1943года недалеко от пирса подводнику на собранные североморцами средства был поставлен памятник. В честь Ф.А. Видяева назван посёлок Видяево Мурманской области, в котором расположена база подводных лодок Северного флота.

К 100-летию со дня рождения Фёдора Видяева, 3 ноября 2012 года, в парке Победы села Кошки Самарской области открыли памятник легендарному моряку-подводнику. Средства на памятник собирали жители района, существенную помощь оказало правительство Самарской области.

Село Александерталь (Надеждино) центральное село поселения немцев в Кошкинском районе Самарской области

Открытка издательства Тевсь и Вилеръ. Александрталь, Кошки, Самарская губ.В конце 50-х годов XIX века на свободных землях Самарского уезда, принадлежащих удельному ведомству, власти выделили места для поселения немецких колонистов, приглашённых для «примерного ведения хозяйства».  Выбор пал на известных своим трудолюбием землевладельцев-меннонитов[3] Западной Пруссии. Приглашая меннонитов – опытных и рачительных земледельцев, местные власти решали острую проблему освоения новых земель, внедрения передовых методов хозяйствования на селе.

В 1858 году первые 15 семей основали поселение, ставшее центром учреждённой Александртальской волости. Первая партия переселенцев прибыла своим ходом на повозках-фурах. Весь домашний скарб, скот, одежду, полевой инвентарь везли с собой.

Немцы поселились на выделенных правительством 10 000 десятинах земли, в 120 километрах от Самары. Отведённая территория была расположена на холмогорье с многочисленными оврагами. Здесь смешанные леса переходили в южные степи. На востокеКорней Иванович Вибе границей колонии была река Кондурча, на севере и юге – русские сёла.

Колонисты основали поселение Александрталь (село было названо в честь царя Александра II, (ныне село Надеждино Кошкинского района).

После постройки Александрталя поочерёдно возникают новые 9 колоний: Нейгофнунг (1862 г.), Мариенталь (1863 г.), Гротсфельд (1863 г., в память о самарском губернаторе-реформаторе 1853/61 гг. К.К. Гроте), Муравьёв (1863 г., в честь министра госимуществ 1857/62 гг. М.Н. Муровьёва, который содействовал зеАлександерталь. Торговый дом Изаакмлеустройству немцев в России), Орлов (1866 г., в память колонистов о Г. Орлове – организаторе немецкой колонизации Поволжья и руководителе Канцелярии опекунства иностранцев ещё екатерининских времён), Мариенау (1866 г.), Линденау (1866 г.), Либенталь (1867 г.) и Шёнау (1868 г.). Наименования с элементом «таль», «фельд» (нем. «поле, долина») Мариенталь, Гротсфельд, Либенталь привязаны к характеру местности, имея общее значение «поселение на равнине».

К 1870 году заселение колоний было в основном завершено. Вокруг села Кошки было основано 24 немецких поселения. Александерталь стал центром немецкой колонии.

Большинство семей первую зиму пережили в землянках.А затем началось освоение этих земель: здесь строили дома, ветряные и паровые мельницы, маслодельни, кирпичные и мыловаренные заводы. Засевали землю и собирали урожай. Разводили молочный товарный скот. Меннониты имели развитое тягловое коневодство, хороший племенной скот. Они умело освоили особенности местной системы сева, новые культуры, типичную для степных районов двойную прополку. Их урожаи были на 20% выше среднеуездных.

Уже в 80-е годы меннониты имели в среднем по 4 наёмных работника на хозяйство, пастухов. Коллективные работы они практиковали только при строительстве, заготовке топлива. ВШенау-Красновка, Кошкинский р-н. Дом, постро- енный Иоанном Вибе (1840-1918) по прибытию в Россию. Снимок сделан в конце 1920-х годов 90-е годы в их волости появились сельхозтоварищества по переработке продуктов, а ещё раньше машины и механизмы.

Практически до 80-х годов меннониты не имели контактов со своими соседями. Свои воспоминания о нравах и укладе жизни александртальцев оставил известный самарский общественный деятель Я.Л. Тейтель, служивший судебным следователем в с. Старый Буян Самарского уезда с 1877 по 1881 год. Описывая пёстрый этнографический состав населения, Тейтель отмечал как представитель власти:

«Держали они (меннониты) себя с большим достоинством, власть признавали, но сама власть чувствовала, что с меннонитами нужно говорить по-человечески.»[4].

Честность и верность слову у меннонитов считались признаками веры. Моральные и религиозные установления меннонитов сдержСемья Корнея Ивановича Вибе перед выселением. Александертальская колония, село Мариенталь, 1928 г.ивали влияние на них окружающих народов. Русское влияние постепенно проявлялось на хозяйственном уровне: Заимствование местной системы земледелия, упряжи и транспортных средств, в пище и быту, отдельных обычаев. Появились русифицированные имена и отчесВ родных местах. Братья Гергард, Корней, Иван. Мариенталь, 1973 г.тва, заимствования в речи.

Первые поселенцы весьма трудно вживались в новую обстановку. Они упорно старались сохранять имидж, быт и обычаи своей родины. Но они уже, безусловно, подвергались серьёзным изменениям под влиянием окружающего их мира и новых экономических и культурных условий. Наряду с немецкими песнями стали появляться в обиходе и русские народные песни. Молодёжь осваивала гармонику, балалайку, гитару. В речи появлялись руссицизмы. Обращения «Herr» и «Frau» постепенно вытеснялись именем и отчеством. Вклинивались в речь русские поговорки.

В каждом немецком селе была своя школа, где преподавание шло на немецком языке, постепенно в старших классах вводилось обучение по-русски. Большое внимание уделялось вопросам духовной жизни. В 1910 году в жизни александртальцев произошло знаменательное событие, связанное с посещением волости П.А. Столыпиным. Хозяйственные успехи поволжских колонистов были известны  П.А. Столыпину и ранее в бытность Александрталь. Немецкие похороныего саратовским губернатором, но периферийные поселения он посещал впервые. По воспоминаниям современника для встречи высокого гостя александртальцы создали особый комитет, запрягли четвёркой ландо, дали сопровождающих. П.А. Столыпин осмотрел меннонитские подворья, поля, и постройки. Остановившись у волостной управы, гость встретился с волостным старостой и старшинами общин. При этом с церковным старостой Столыпин беседовал по-немецки. Хор поселенцев исполнил национальный гимн. Настроение гостя выдавало его удовлетворение увиденным.

Начавшаяся Первая мировая война и октябрьская революция 1917 года стали своеобразным трагическим итогом 60-тиОткрытие памятного камня «Памяти жертв политических репрессий» . Село Надеждино, 19.09.2009 летней истории немецких поселений Самарского уезда. Жизнь и положение в обществе самарских немцев северо-запада коренным образом изменились. А с конца 1928 года началась кампания раскулачивания и ссылок.

Осенью 1941 года 7,5 тысяч кошкинских немцев были депортированы в районы Сибири и Средней Азии, 24 немецких поселения Кошкинского района перестали существовать как немецкие колонии.

В настоящее время в муниципальном районе Кошкинский Самарской области проживают около 250 немцев. Сегодня здесь создана районная немецкая общественная организация «Новая Надежда».

19 сентября 2009 года при поддержке правительства Самарской области в селе Надеждино (бывш. Александрталь) муниципального района Кошкинский Самарской области состоялось открытие памятного камня «Памяти жертв политических репрессий» и закладка рябиновой аллеи, символизирующей 24 немецких поселения, существовавших в Кошкинском районе. Почётными гостями мероприятия стали потомки жителей Александрталя, которые сегодня проживают в Германии.

 

Информационные источники:

http://www.riasamara.ru/rus/analytics_and_comments/society/article69795.shtml

http://www.vkonline.ru/282983/article/kak-guberniya-vstrechala-velikogo-reformatora.html (фото пароход)

http://udivi-gorod.ru

http://rushist.ssu.samara.ru/files/sp.pdf

http://www.vninform.ru/215508/article/v-koshkah-otkryli-pamyatnik-moryakupodvodniku-fedoru-vidyaevu.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D0%B5%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#cite_note-1

http://rusvera.mrezha.ru/466/12.htm

https://sites.google.com/site/wiebehistory/samara

http://vkonline.ru/news/8185/20090903/v-samarskoj-oblasti-otmetyat-150letie-so-dnya-obrazovaniya-pervyh-nemeckih-poselenij.html

http://vk.com/club44375522?w=wall-44375522_23%2Fall

 


[1] Из воспоминаний Самарского губернского предводителя дворянства А.Н. Наумова о П.А. Столыпине и его реформах. Столыпинская аграрная реформа в Самарской губернии. Сборник документов и материалов. Под научной редакцией П.С. Кабытова. Самара, 2012. - С.250-259.

[2] Грачёвка – эрзянское село в Кошкинском районе Самарской области. Входит в составсельского поселения Большое Ермаково.

[3]Меннониты –протестантская деноминация, основанная К.Гребелем (1489–1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской Реформации и официально признанная в Голландии в 1533. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492–1559). Отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых.Они исповедовали радикальное христианское учение, опиравшееся на Новый Завет, и своей целью считали восстановление апостольской христианской веры и жизни; их доктрина характеризовалась требованиями отделения церкви от государства, свободы совести, добровольного членства в церковных общинах. Церковь меннонитов строилась на принципах братства, а жизнь христианина они понимали как прямое следование Христу и его учению; они отрицали любые войны и применение насилия; утверждали принципы любви и непротивления и стремились к практической святости в жизни.Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста – каждый раз, как государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию. Меннониты живут в основном в сельской местности, за исключением Голландии, где они представляют городское население и высшие слои общества.

[4] Тейтель Я.Л. Из моей жизни за сорок лет. Париж, 1925. - С. 105-106.)