Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Нефтегорский

Нефтегорский район находится на юге-востоке Самарской области.

Утевский  иконописец Григорий Журавлёв

Икона «Свт. Кирилл и Мефодий»В старинном селе Утёвке Нефтегорского района Самарской области ещё сохранились места, связанные с жизнью удивительного человека – Григория Николаевича Журавлёва. Сохранился пятистенный дом на Самарской улице, 10, где прошла жизнь художника и крест за церковной оградой на месте, где он похоронен.  А рядом, в храме – образа.

В 1963 году в Югославии сербский историк живописи Здравко Каймакович в православной церкви села Пурачиц близ Тузлы обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утёвки Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля».

Через комитет по охране памятников истории и культуры республики Босния и Герцеговина он обратился с запросом в СССР и вскоре получил ответ из Государственного архива, подтверждающий авторство Григория Журавлёва.

Местный учитель и краевед Кузьма Емельянович Данилов опубликовал в районной газете несколько исследований о жизни и творчестве своего земляка. В школьном музее оформили экспозицию по творческому наследию Журавлёва.

«… Икона средних размеров, – писал позднее Здравко Каймакович Данилову, – исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей свт. Кирилла и Методия. Святые написаны со свитками в руках. Икона представляет очень тщательную тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, предположив, что текст Журавлёва является мистификацией. Отсюда моя радость, что такой феномен, каким был Ваш земляк Журавлёв, действительно существует. Преодолев жестокость природы, он сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение».

Григорий Николаевич Журавлёв с братом АфанасиемРодился Григорий Николаевич Журавлёв в 1858 году в селе Утёвке Бузулукского уезда Самарской губернии в семье местного крестьянина и был инвалидом с детства – имел атрофированные ноги и руки. В 9 лет Григорий стал посещать школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием. В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству.

Храм «Во имя Святой Троицы» в УтёвкеВ 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками “настоящие образа”. И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утёвку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи».

Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию.

Вернувшись в Утёвку, Григорий начал писать иконы дома в своей мастерской. «Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам.

После того, как художник подарил несколько своих работ высокопоставленным чиновникам из Самары, он стал получать заказы на свои работы. Вскоре Губернское Земское собрание, как писали «Самарские губернские ведомости» в январе 1885 года, приняв во внимание его материальное положение и «его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи, назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 рублей.»

В изданной в Самаре в 1894 году книге «Во имя Христа Спасителя», рассказывающей об истории строительства Самарского кафедрального собора, написано: «Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия Митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего самарского губернатора А. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утёвки, Бузулукского уезда, Григорием Журавлёвым, лишённым от рождения рук и ног, пишущим иконы держа кисть в зубах».

Подлинная работа художника, карандашный портрет с подписью «Рисовал с фото- графии зубами Григорий Журавлев»Во время строительства в Утёвке в 90-е годы XIX века новогохрама Святой ТроицыЖуравлёв непосредственно участвовал в его проектировании и росписи свода, а также создал для храма иконы.

В 1888 году Журавлёву самарскими дворянами и в первую очередь по инициативе губернатора Свербеева была заказана икона для поднесения императорской семье в память их чудесного спасения в крушении поезда 17 октября 1888 года.

По неподтверждённым документально сведениям, Журавлёв ездил лично на приём в Санкт-Петербург и встречался с будущим императоромНиколаем II и членами его семьи.

Впоследствии художнику была назначена царём пожизненная ежемесячная пенсия в размере двадцати пяти рублей.

В Государственном архиве Самарской области хранятся 2 любопытных документа, касающиеся «сооружения иконы для поднесения императору по случаю спасения его с семейством при крушении поезда 17 октября 1888 года».

В одном из них (от 23 апреля 1890 г. за № 763) речь идет о подписке «…на сооружение св. иконы с изображением Св. Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца и празднуемых 17 октября Православной Церковью Св. Пророка Осии и безсребреников Косьмы и Дамиана для поднесения императору. На собранные деньги в размере 1,573 р. 73 к.»[1].  Документ подписан председателем Самарского уездного по Крестьянским делам присутствия графом Толстым.

Из другого документа под названием «Расход» узнаём, что «…марта 13 уплочено за написание иконы крестьянину Бузулукского уезда с. Утёвки Григорию Журавлёву 50 руб.»[2].

Икона неизвестного художника конца XIX в. из Государственного ЭрмитажаВ собрании Эрмитажа есть икона неизвестного художника конца XIX века в золотошвейном окладе, живопись которой по стилю исполнения напоминает иконы кисти Журавлёва[3]. Икона хранилась в царской семье с XIX века, но причина появления её среди семейных реликвий до сих пор не выяснена. На ней во весь рост представлены святые Александр Невский и Никола Чудотворец. Над ними, в жемчужном мафории, восседает на облаке Богоматерь Одигитрия; слева от неё – святая, которая может быть Марией Магдалиной. Справа, в таком же овале – старец (возможно, это изображение Св. Пророка Осии). Икона хранится в Эрмитаже с подписью «Неизвестен».

Икона Святого Николая Чудо- творца, хранящаяся в Государ- ственном ЭрмитажеВ ответе на письмо, направленное в «Эрмитаж» в 2011 году от имени Нефтегорской администрации по поводу так называемой «иконы для царской семьи», было написано, что в запасниках музея такой иконы нет, но хранится икона Святого Николая Чудотворца работы Григория Журавлёва с авторской записью «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевки Самарской губернии безрукий и безногий». Никто в музее истории иконы не знал. На обратной стороне её надпись, которой ранее никто не придавал значения – «Госнаследие цесаревича».

Исследователем жизни и творчества Г.Н. Журавлёва, выходцем из села Утёвки, академиком, писателем А.С. Малиновским в Российском государственном архиве литературы и искусства в архивах самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева были обнаружены письма к нему Григория Журавлёва. В одном из них он пишет, что посылает вместе с отцом икону, выполненную по заказу губернатора. В том же архиве Малиновский обнаружил письмо Журавлёва цесаревичу Николаю от 1884 года с просьбой принять специально написанную для него икону:

Карандашные эскизы Г.Н. Журавлёва«… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».

Речь шла как раз об иконе Святого Николая Чудотворца, хранящейся ныне в «Эрмитаже». Кстати, и газета «Самарские ведомости» от 1 января 1885 года пишет о том, что Григорий Журавлёв обратился к самарскому губернатору с просьбой передать икону цесаревичу. Что и было сделано, это газета подтверждает.

Дальнейший целенаправленный поиск иконы, написанной Григорием Николаевичем Журавлёвым в 1890 году для императорской семьи – новый интересный поворот в исследовании его биографии. 

Икона «Млекопитательница»Жизнь Григория Николаевича Журавлёва оборвала скоротечная чахотка в 1916 году. По благословению епископа Самарского Михаила, Г.Н. Журавлёв был похоронен возле расписанной им утёвской Троицкой церкви.На кресте, поставленном на его могиле, была сделана надпись: «Се Человек».

В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина хранится фотография в полный рост Г.Н. Журавлёва вместе с его братом Афанасием, а также две богородичные иконы. На обороте иконы «Млекопитательница» написано, что сработана она Г.Н. Журавлёвым зубами в 1910 году.

Икона «Утевская мадонна»В Самарской Петропавловской церкви на иконостасе во всём своём великолепии предстала икона св. благоверного князя Александра Невского, писанная кистью Григория Николаевича Журавлёва.

В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жёны-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Лев –папа Римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Икона «Избранные святые» находится в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Другая икона – «Спас нерукотворный» – находится в женском монастыре в Костромской области.Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале.

Икона «Утёвская мадонна» долгие годы хранилась в доме одной из жительниц Утёвки. Имеется её единственная чёрно-белая фотокопия, сделанная в 1964 году. Это не каноническая икона. На ней – необычный для мадонны образ: на голове у женщины –  крестьянский платок.Местонахождение иконы в настоящее время не известно.

Храм Святой Троицы в селе Утёвке вернули верующим в 1989 году. Стараниями настоятеля храма Анатолия Копача, жителей села храм восстановлен полностью. Администрация Нефтегорского района выделила денежные средства на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утёвского художника сделана надпись «Григорий».

Икона «Святой Лев – папа Римский», хранящаяся в Троице-Сергиевой лавреВ селе Кармала Кошкинского района Самарской области была обнаружена книгас иллюстрациями из Ветхого завета на страницах которой имеются карандашные эскизы, сделанные Журавлёвым. Уникальное издание предали в Утёвский храм.

Земляки живописца – доктор технических наук, академикРоссийской инженерной академии, заслуженный изобретатель России, писатель А.С. Малиновский и учитель-краевед К.Е. Данилов собрали большой исторический материал о художнике. А.С. Малиновский издал документальную повесть «Радостная встреча», датированную 1991-1995 годами.Повесть рассказывает не только о необычном иконописце Журавлёве, но и том, какой путь проделал сам автор, собирая этот материал. Множество архивов и музеев пришлось посетить А. Малиновскому, встретиться с огромным количеством людей, вести обширкую переписку

По мотивам жизни и творчества Г.Н. Журавлёва написаны рассказ ленинградского писателя Валерия Лялина «Изограф», повесть-легенда самарского документалиста Валентина Мясникова «Возвращение», роман самарского писателя Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния».В рамках проекта «Се Человек!» в детском музее муниципального района Нефтегорский Самарской области была создана интерактивная экспозиция, посвящённая Г.Н. Журавлёву,издан набор открыток с репродукциями работ художника. На средства гранта за победу в конкурсе «Православная инициатива» с проектом «Победить судьбу» работа над экспозицией о жизни Г.Н. Журавлёва будет продолжена.   

В 2015 году исполняется 155 лет со дня рождения уникального художника из села Утёвки Григория Журавлёва.

Уроженец села Утевки – писатель А.С. Малиновский

А.С. МалиновскийАлександр Станиславович Малиновский родился 20 февраля 1944 года в селе Утёвке Нефтегорского района Куйбышевской области.

Александр Малиновский – поэт и прозаик,доктор технических наук,профессор,действительный членРоссийской инженерной академии,заслуженный изобретатель России,почётный нефтехимик СССР,лауреат Всероссийских литературных премий«Русская повесть» за повесть «Под открытым небом»,«Лучшая детская книга года» за повесть для детей «Под старыми клёнами»,имени П.П. Ершова.

«Писатель Александр Малиновский – член Союза писателей России пишет много, но… это не основное его занятие. …

Его часто спрашивают на встречах, кем бы он хотел стать, если бы можно было начать жизнь сначала. Обычно все отвечают, что, мол, конечно же выбрал ту же профессию. Все, но не Малиновский. В юности занимался спортом, мечтал работать в цирке. Было модно в то время идти в политех «на химию», стал инженером-химиком, захотелось… писать книжки. Времени, конечно, не было, урывками, на листочках записывал мысли, образы детства, характеры земляков. Потом, незаметно как-то это стало потребностью. Так родилась первая тоненькая книжка «Степной чай», потом … книга Малиновского «Под открытым небом».

Именно эту книгу Союз писателей России назвал лучшей повестью за последние четыре года и отметил премией.

“Утёвочка – особенная речка. Она есть, и её нет. Когда весенние воды получат вольную волю там, далеко в степи, где глазу не видно конца и края равнине, где только слева далеко-далеко виднеются на горизонте поднявшиеся по светлым тучкам летнего неба домики и церковь села Покровка, объявляется речка Утёвочка…”

– Всегда с радостью возвращаюсь в Утёвку. Сегодня у меня в селе ещё остались родственники, друзья и родной дом – школа. Прекрасно помню, как на попутках добирался из города домой, а с большой дороги – пешком до села, мимо церкви, тогда разрушенной, к матери, к её светящемуся в ночи окошку. Чтоб не страшно было, по дороге читал стихи, пел песни…

Сегодня заботами и Александра Станиславовича Малиновского, старая Троицкая церковь в селе Утёвка восстановлена, удалось восстановить даже несколько фресок работы народного художника-иконописца Григория Журавлёва, родившегося без рук и ног, но сумевшего создать прекрасные иконы, держа кисть в зубах.

… Многие дни, месяцы и даже годы потратил Малиновский, чтобы собрать материал о своём знаменитом земляке. Его книга об этом, «Радостная встреча» была удостоена региональной премии имени Василия Шукшина.

– Никогда не расплатиться мне за все, что дали мне родные места, – говорит Малиновский. – Делаю, что могу. Как бы ни был занят, с новой книгой в первую очередь еду домой. И знаю, что здесь меня ждут, встретят хлебосольно, как принято в Утёвке. Мне кажется, нет людей добрее и прекраснее, чем на моей родине. Есть у меня рассказ «Мишкина песня», а недавно в школе я встретился с его героем – Михаил Туманов, шофёр, 25 лет проработал на севере. Но вернулся в Утёвку, потянули родные края.

Когда замерзшая дубрава

Стряхнула лист последний свой,

Стоял декабрь, и берег правый

Покрыт был коркой ледяной.

А берег левый речки нашей

Распахан был. И у села

На краешке темневшей пашни

Стояла старая ветла.

И лист, на тонкий лед упавший,

Скользнул к задумчивой ветле.

И там притих у сизой пашни,

Припав отчаянно к земле.

Это удивительная радость, когда твоя книжка издаётся, когда берёшь пахнущий свежей типографской краской томик, но еще большая радость – узнать, что твои книги читают, песни поют у тебя на родине. …»[4]

Чемпион мира по баяну – Сергей Войтенко

С.И. ВойтенкоОдин из лучших баянистов мира – музыкант и композитор Сергей Войтенко – родился в селе Богдановке Нефтегорского района Куйбышевской (Самарской) области. В семь лет он впервые взял в руки баян.

Сергей Войтенко – лауреат одиннадцати международныхконкурсов, обладатель звания «Надежда новой России» и титула чемпиона мира по баяну. В нём счастливо соединились талант музыканта и талант продюсера. Сергей является организатором и художественным руководителем ежегодного фестиваля и конкурса «Виват, баян!», а также конкурса «Трофей мира», который прошёл в Самаре в 2007 и 2013 годах. Во многом именно благодаря ему, Самара стала российской столицей баяна, асам баян поднялся на новую высоту, и сегодня эта музыка интересна и маститым искусствоведам, и широкой публике.

Дуэт «Баян MIX», в котором Сергей Войтенко выступает со своим другом Дмитрием Храмковым, знает вся Россия. Они создали неповторимый стиль виртуозной игры на двух баянах и заставили эти инструменты звучать так, что равнодушных к их творчеству не остаётся. В репертуаре дуэта – классические произведения и современные танцевальные аранжировки, популярные мелодии и всемирно известные хиты, а также авторские композиции Сергея Войтенко.

Вклад Войтенко в развитие баянной музыки в России по достоинству оценен в музыкальном сообществе. В 2009 году он был награждён серебряным орденом «Служение искусству» Международной академии культуры и искусства, в 2012 году отмечен почётным знаком «Профессионалы – гордость России» Международной Академии общественного признания, является вице-президентом Межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов России. Сергей Войтенко стал первым музыкантом, получившим новое почётное звание региона – заслуженный артист Самарской области. По словам Сергея, это «благодарность от народа за творчество и оценка его многолетнего труда в развитии баянного искусства».

Информационные источники:

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340

http://www.pravoslavie.ru/smi/36986.htm

http://www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm

http://utevka.prihod.ru/photos

http://samarskieizvestia.ru/document/15686/?PHPSESSID=8sf0783l50cp6q5cjs2qge8193

http://vkonline.ru/224008/article/aleksandr-malinovskij-moya-kniga-o-grigorii-zhuravleve-zavershitsya-kogda-ya-najdu-eshe-dve-ikony.html

http://riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article12443.shtml

http://www.neftegorskadm.ru/smi/publications/doc/pupl_01.html

http://www.press-volga.ru/2014-03-26/1/

http://gubernya63.ru/culture/muzyka/vivat-bajan-sergeja-vojtenko.html


[1] ГАСамО. Ф.211. Оп.1. Д.45. Л.1.

[2] Там же. Л.5.

[3] Каталог «Николай и Александра. Двор последних русских императоров». Конец XIX – начало ХХ в. Санкт-Петербург. 1994. С.99 // Икона 45х35, футляр 55,5х46. Инв. ЭРТ-9663. Она хранится в деревянном футляре с двумя створками, обитом с внутренней стороны бархатом и шелком. Тыльная сторона иконы тоже обита бархатом с надписью из металлических букв: «Екатерина Засецкая».

[4] По материалам очерка Н.Михайловой«Человек, определяющий лицо планеты, или открытое небо Александра Малиновского», журнал Самара, 2002, №2, С.22–23