Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Городской округ Октябрьск

Октябрьск расположен на правом берегу реки Волги на западе Самарской области.

Сызранский (Александровский) мост

Постановка 1-го пролетаОткрытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков (ныне г. Октябрьск).

Проект моста разработал выдающийся русский инженер, профессор Петербургского института пОсвящение и открытие Александровского моста, 1880 годутей сообщения Н.А. Белелюбский. Планы ученого воплощал в жизнь инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал инженер Константин Михайловский. 17 августа 1876 года началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II.

К работам были привлечены крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Для осуществления работ на воде к стройке было приписано три парохода и 73 баржи. Сырьё для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Специально по заказу правительства на металлургических заводах Бельгии было изготовлено 13 мостовых пролётов весом в 378 тысяч пудов. Всего в реализации этого сложнейшего проекта в течение четырёх лет были заняты свыше 2500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов.

Александровский мост. Фото 1894 г.При возведении мостовых конструкций строители сталкивались со многими, порой непредсказуемыми сложностями. На стадии проектирования мостовых опор Белелюбским было проведено тщательное исследование и собраны данные о горизонте самых высоких вод Волги почти за сто лет. Но после начала строительства воды реки дважды поднимались выше расчётного уровня опор. Перед проектировщиком вставала трудная задача корректировать проект и увеличивать их высоту.

По окончании всех работ мост состоял из 13 пролётов по 52 сажени каждый, его общая длина превышала 700 сажен (1483 метра). В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяжённости в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был наречён Александровским. После революции он был переименован в Сызранский.

Торжественное открытие Александровского моста состоялось 30 августа 1880 года. Символическую ленточку перерезал лично министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Посьет. На берегу около моста были накрыты столы для праздничного обеда, куда пригласили всех рабочих. Инженеры Михайловский и Березин высочайшим указом были награждены орденами Святого Владимира IV степени.

В 1900 году уменьшенная копия «русского чуда» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила высокую оценку специалистов. Сейчас этот макет Александровского моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.

Освятил мост епископ Серафим, при открытии присутствовали самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы. По случаю торжественного открытия моста 30 августа 1880 года глава города Самары Пётр Алабин сказал:

«...Соорудится мост через Волгу, и рано или поздно наша дорога явится началом великого Пути, которому суждено перейти Уральский хребет, со временем достигнуть крайнего Востока и быть последним звеном, что опояшет собою весь мир... да будет мост этот исходной точкой того железного пути, которому суждено будет соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем…»

Общие затраты на строительство моста составили около 7 млн золотых рублей.

На территории современного Октябрьска до настоящего времени сохранились памятники железнодорожной архитектуры: здания железнодорожных вокзалов конца XIX века, начала XX и середины XX века, водонапорная башня и депо конца ХIХ века, старые жилые постройки для служащих станции.

Здание бывшего вокзала станции Батраки. Музей Октябрьск на ВолгеПочти 40 лет после своего открытия Александровский мост обходился без реконструкций и капитального ремонта. Самым трагичным в его жизни стал 1918 год, когда во время гражданской войны он не раз становился целью атак подрывников.

Серьёзная опасность мосту угрожала и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы, фашистская авиация не раз предпринимала попытки разбомбить не только этот важнейший для нашей страны объект, но и железнодорожную станцию Батраки, где располагались склады с горючим. Однако системы ПВО в этом районе работали очень чётко, и немцам так и не удалось нанести мосту ощутимый вред.

Лётчик Николай Шутов погиб, совершив таран немецкого самолёта-разведчика в небе над Александровским мостом 4 октября 1942 года. За годы войны немецкие самолёты 56 раз находились над территорией нашего края, но сбит был только один.

Музей Октябрьск-на-Волге. Фестиваль «Мост»

Фестиваль «Мост»Краеведческий музей Октябрьска был основан в 1985 году. Музей расположен в деревянном здании бывшего вокзала пассажирской станции Батраки, построенном в 1890-х годах. Постоянно действующая краеведческая экспозиция располагается в семи залах. Имеется выставочный зал. Музей является активным участником общественной жизни города, самым заметным событием которой является фестиваль «Мост».

«Мост» – это региональный открытый фестиваль социальных и культурных проектов. Он проходит ежегодно, начиная с 2001 года. Идея фестиваля возникла в связи с главной достопримечательностью и символом города – Сызранским («Александровским») железнодорожным мостом через Волгу. В его основу была положена идея осознания горожанами значимости малой родины в рамках мирового сообщества, обретения Октябрьском своего заметного места в системе небольших муниципальных образований России. Основатель «МОСТа» – директор МБУ «Музей Октябрьск-на-Волге»  В.Г. Кульпанов.

«Мост» – это самовыражение«Мост» – это форум проектных инициатив, площадка для налаживания и развития культурной коммуникации территорий, «Мост» – это самовыражениепрезентации и популяризации исторического и культурного наследия, место наведения «мостов» между поколениями, прошлым и будущим, властью и социумом, городом и его жителями, потенциальными партнёрами.

Символ фестиваля – Александровский мост – получил новое развитие в социальных и культурных проектах. Проекты фестиваля, так или иначе, обыгрывают тему мостов: социальных, культурных и обычных. Одной из главных номинаций в 2014 году стала «Культурная инициатива», посвящённая Году культуры в России. Кроме того, свои проекты участники презентовали в номинациях «Пусть всегда будет мост», «Арт-мостория» и других.

В фестивале принимают участие муниципальные и государственные учреждения, детские и молодёжные общественные организации и творческие объединения, школы, музеи, библиотеки. Все, кто имеет проектную идею, направленную на улучшение социальной и культурной среды отдельно взятой территории и Самарской области в целом. Например, общественная организация детей и молодёжи «Дети солнца» представила проект «Маленький – значит, надо заботиться».

«Наш город маленький, но это не значит, что плохой, и нам надо из него уехать, а значит, что о нём надо заботиться. В мире много маленьких городов, но там очень красиво и уютно, и всё это создано руками самих жителей» - считает автор проекта.

Декоративно-художественная аппликация из соломки

Почти 30 лет в ДШИ №1 преподает декоративно-художественную аппликацию из соломки талантливый педагог Лидия Геннадьевна Жукова. Её ученики создают работы с геометрическими и цветочными композициями, прекрасные ансамбли старинного русского зодчества, сельские и городские пейзажи. Учащиеся художественного отделения являются лауреатами и дипломантами областных, всероссийских и международных выставок-конкурсов. Работы Л.Г. Жуковой и её учеников находятся в музеях и частных коллекциях России, Франции, Германии, Америки, Болгарии.

Работы учащихся художественного отделения ДШИ №1 Работы учащихся художественного отделения ДШИ №1

Информационные источники:

http://oktmost.ucoz.ru/publ/o_nas_pishut/1

http://chronograph.livejournal.com/142374.html

http://odshi1.smr.muzkult.ru/hudoj_otd/