Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Пестравский

Пестравский район расположен на юго-западе Самарской области.

Храм во имя Архистратига Божьего Михаила

Храм во имя Архистратига Божьего МихаилаЭтот храм виден издалека. И не только потому, что вокруг степь, но и потому, что он величественен и по размеру не уступает Покровскому кафедральному собору в Самаре. А ещё потому, что расположен на возвышенности, откуда и название села – Высокое.

Церковь в честь Архистратига Божия Михаила была построена и освящена в 1854 году. В 1897 году церковь была перестроена, был пристроен придел Иоанна Предтечи, церковь вмещала до 2000 человек. Убранство храма было богатым: и купола, и алтари были покрыты сусальным золотом, великолепная роспись, удивительная по красоте ограда. После революции храм был закрыт, а здание приспособлено под зернохранилище, но в 1946 году церковь вновь была открыта. По всем окружным деревням и сёлам прихожане собирали иконы и церковную утварь. Особенно постарался староста Василий Тушин.

Назвать церковь сельской трудно. Руки старых мастеров создали шедевр деревянного зодчества. Плотно, без зазоров, брёвнышко к брёвнышку прикатаны и подлажены брёвна друг к другу. Загадка, как удалось мастерам полтора века назад поднять стены на такую высоту. На южном фасаде центральной части церкви – икона Св. Николая Чудотворца.

Сразу после армии и Духовной семинарии в 1973 году в двадцать с небольшим лет прибыл в Высокое и с тех пор здесь служит настоятель Владимир (Наумов Владимир Иванович). Он единственный сельский батюшка в Самарской области, который имеет высокий монашеский сан Архимандрит.

Благодаря его способности объединять людей на территории района построены часовня в честь Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского, оборудованы святые источники в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня Табынской иконы Божьей Матери, храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

«Глиняная сказка» в Тепловке и Детская изостудия в селе Майское

В студии «Глиняная сказка»В 2003 году в селе Тепловка Пестравского района была образована детская студия «Глиняная сказка» (с 2005 года носит звание «народной»), которой руководит гончар в третьем поколении Валентина Алексеевна Федюнина.

Сначала, в 2000 году, начали работу по возрождению гончарного ремесла. На базе Пестравского дома детского творчества открылся кружок «Гончар». Дети изучали основы ремесла, способы обработки и приготовления глины, изготовления посуды. С 2001 года появилось новое направление – глиняная игрушка.

Местная глина особенно ценится тем, что при обжиге имеет красивый цвет золотистой охры. Студийцы выработали свой стиль росписи игрушки, используя всего три цвета и нанося краску на негрунтованную глину. «Тёпловская» игрушка стала узнаваемой.

Юные мастера, создающие из глины настоящую сказку, участвуют в региональных и Всероссийских выставках-ярмарках и фестивалях: они представляли Пестравский район на Всероссийском конкурсе «Жигулёвская палитра», выставке-ярмарке ассоциации народных промыслов «Ладья» в Москве, Всероссийском фестивале «Современная рукотворная игрушка» в Кирове.

С 1993 года детская изостудия в селе Майское, которой до 2011 года руководил талантливый художник-любитель и учитель по призванию Сергей Викторович Небритов, носит звание «народной». В настоящее время руководителем является Ольга Викторовна Намычкина (Бузаева). Творческий путь изостудии богат: победы в областной выставке «Юные дарования», посвящённой 150-летию Самарской губернии (2000 год), в областном фестивале православной культуры «Воскреси Русь» (2004 год) и Всероссийском конкурсе «Святые заступники России» (2007 год). Юные художники с 2001 года постоянно участвуют и становятся лауреатами Всероссийского фестиваля «Жигулёвская палитра», они принимали участие в международной выставке «Мир глазами детей» и международном конкурсе им. Шанкара в Индии.

Писатель Эдуард Константинович Анашкин

Э.К. Анашкин и В.Г. РаспутинЭдуард Константинович Анашкин родился в 1946 году в Читинской области, но уже несколько десятков лет живет в Майском, на родине своей жены – заслуженного учителя России Тамары Михайловны Анашкиной.

«Выпало мне судьбой родиться и прожить детство и юность в Сибири. Сам я читинский, из Хилка. Чита – моя родина, читать – любимое занятие! Многие десятилетия живу на Волге. Вот и думаю, кто я – волжский сибиряк и сибирский волжанин?»

Э.К. Анашкин – член Союза писателей России, лауреат нескольких престижных региональных и всероссийских премий. Автор книг и литературной публицистики. К одной из книг предисловие написал В.Г. Распутин.

«В конце 2002-го у меня в Самаре вышла книга рассказов и повестей о детдомовском детстве «Запрягу судьбу я в санки», - вспоминает писатель.-Этот небольшой по объёму сборник – самый дорогой мне, потому что предисловие к нему написал Распутин. И назвал он его “На добро добром”, напоминая своим современникам о самом главном в русском укладе жизни. И с тех пор я уверовал, что, при всей моей любви к Достоевскому, не красота, а доброта спасёт мир. Потому что доброта – это и есть истинная красота.»

Основная тема в творчестве писателя – обездоленные дети, живущие в детских домах.

«Я сам детдомовец, когда пишу рассказы, мне не надо придумывать, фантазировать, - говорит Эдуард Константинович. - О каждом воспитаннике детского дома можно написать рассказ, это судьба ребёнка, судьба человека. Мне приходилось выступать в детдоме Отрадного. Как ребятишечки тянутся, какая стояла тишина! Дети слушали и принимали меня не как писателя, а как старшего товарища, который может дать добрый, хороший совет, который чего-то достиг. Мне важно показать, что детдомовцы – это не пропащие люди, что они при желании тоже могут чего-то достичь».

В последнее время Эдуард Константинович пишет много статей, эссе о писателях Самарской губернии.

«Самарская земля богата талантами, - считает писатель. - Скиталец, Горький, Гарин-Михайловский, Ширяевец - основы самарской литературы были заложены давно. Самарские литераторы продолжают цениться на уровне России.

Времена? Сейчас не только для писателей, для большинства людей тяжёлые времена, но всё вернётся на круги своя, и всё будет хорошо. Я верю в это, верю в наш народ, верю в Россию, верю в писательские силы».

Высокинская летопись

«Прошло время более 100 лет, как возникла жизнь в селе Высоком на южном берегу реки Большой Иргиз. Но историю о жизни этого села никто не догадался написать, а ведь это для молодого поколения жителей села Высокого интересно знать».

Так начал свою летопись, которую назвал «История возникновения жизни в селе Высоком», житель этого села Черемисов Иван Никонович. Умер он в 1958 году. Его «Летопись», которая уложилась в 54 листа общей тетради, досталась дочери – Александре Ивановне Косыгиной. Она передала её на хранение нынешнему настоятелю Михайло-Архангельской церкви, игумену Владимиру, в миру Владимиру Ивановичу Наумову. Эта летопись воссоздает характерную картину уклада жизни крестьян дореволюционных лет в самарском крае.

«Церковнослужители священник Леонид Побреин и диакон Быстров Алексей Михайлович при церкви вели книгу "Летопись", куда записывали важные происшествия в с. Высоком за истекший год. … Книга эта – летопись и подворная книга жителей села Высокого находились при церкви села Высокого совместно с книгами для богослужения – Евангелия, книга. <Апостолы", часослов и др., -пишет И. Н. Черемисов.(Орфография и пунктуация частично соблюдены).- … Но в целом материал написан грамотно, чувствовалось, сам составитель летописи и авторы источников, которыми он пользовался, были люди для своего времени просвещенными, обладали хорошей наблюдательностью, умением вести повествование). Для удобства читателей "летопись" разбита на подзаголовки.»

Было бы хорошо, чтобы нашлись свои «летописи» и «летописцы» и в других сёлах области.

Информационные источники:

http://sobory.ru/article/?object=30478 (фото)

http://cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=6856

http://www.pestravsky.ru/

http://www.voskres.ru/interview/kan1.htm

http://vysokoe.narod.ru/about/letopis.html