Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Городской округ Сызрань

Сызрань – старинный город, расположенный на западе Самарской области.

Сызрань сохранила облик купеческого волжского города XIX века. Весь центр города представляет собой единый градостроительный ансамбль.

Сызранский кремль

Спасская башня в Сызрани. Фото конца XIX в.Сызранский кремль – единственный, находящийся на волжском берегу на всём протяжении среднего и нижнего течения Волги от Казани до Астрахани. Кроме того, на территории кремлёвского холма сохранилась одна из древнейших церквей губернии – Храм Рождества Христова.

Сызрань берёт своё начало именно с кремля, в XVII-XVIII столетиях бывшего одним из важнейших стратегических пунктов на Волге.

Строительство крепости по указу царя Петра Алексеевича началось в 1683 году. Укрепить «слабое место» на Волге у южной оконечности Самарской Луки было жизненно необходимо.

Работами руководил воевода Григорий Козловский. Крепость была неправильной четырёхугольной формы, окопана валом и обнесена стеной из сосновых брёвен с бревенчатыми башнями. С трёх сторон она была защищена естественной преградой – реками Волгой, Сызранкой и Крымзой, а с четвёртой – рвом, заполненным водой.

Изначально постройка имела пять башен: четыре деревянных и одну каменную. Именно она и сохранилась до наших дней. Это Храм Рождества ХристоваСпасская башня высотой 27 метров. Она имеет стандартную для московского зодчества XVII века форму – восьмерик на четверике. Внутри башни интересен шатровый свод. В Спасской башне находились главные ворота кремля.

В 1755 году Спасская башня была переоборудована в церковь во имя Спаса Нерукотворного.  Сейчас внутри башни располагается музей Сызранского кремля.

Кремлевский холм. Спасская башня, храм Рож- дества Христова и Казанский соборВ 1717 году на территории кремля поднялась Христорождественская церковь. В 1730-х годах она была перестроена в стиле московского средневекового зодчества. Наряду со Спасской башней, церковь образует архитектурный комплекс, который охраняется государством как объект культурного наследия общероссийского значения.

Несмотря на стратегическую важность места, где вырос Сызранский кремль, лишь однажды крепость поучаствовала в боевых действиях. Её, как и многие окрестные населённые пункты и крепости, захватили войска Емельяна Пугачёва. Вскоре после крестьянской войны крепость полностью утратила своё оборонительное значение, оказавшись в глубоком тылу Российской империи. У Сызрани начались новые годы одного из главных купеческих городов в среднем течении Волги.

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный соборКазанский кафедральный собор является одним из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после пожара 1906 года. Казанский собор создан по образцовым проектам архитектора К.А. Тона. В провинции таких построек осталось очень немного.

Собор построен в 1872 году на месте бывшего Богородичного женского монастыря. Современный вид храм принял 21 ноября 1905 года. Помимо основного престола во имя Казанской Божией Матери, по желанию горожан был устроен и другой – святого Александра Невского.

Создавался Казанский кафедральный собор буквально всем миром. Огромные суммы составляли частные пожертвования – деньгами и стройматериалами.

Также сообща прихожане восстановили храм во время Великой Отечественной войны. Люди приносили хранившиеся у них иконы, собирали деньги на проведение реставрационных работ. Так Казанский собор обрёл свою вторую жизнь.

Главные святыни храма – Казанская икона Божией Матери, чудотворный образ Феодоровской Божией Матери, икона Святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Свято-Вознесенский Сызранский мужской монастырь

Свято-Вознесенский Сызранский мужской монастырьСпустя непродолжительное время после основания Сызранской крепости старец Кирилл и солдаты подали прошение об открытии в городе монастыря. Позволительная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на основание Вознесенского монастыря была дана 2 мая 1685 года симбирскому стольнику и воеводе Матвею Головину и дьяку А. Яцкому.

Но уже в 1687 году в восьми верстах ниже по течению Волги был построен городок Кашпир. Туда и перевели Вознесенский монастырь под новым именем Кашпирский Благовещенский (существовал до 1764 года).

Свято-Вознесенский Сызранский мужской монастырьОднако не вся монастырская братия перебралась на новое место. На старом месте осталось жить несколько человек во главе со старцем Филаретом. Через некоторое время они вновь обратились с челобитной об открытии монастыря в Сызрани, в этой просьбе их поддержали горожане. И в 1691 году патриарх Адриан удовлетворил прошение, обитель вновь была открыта. В том же году стали возводить деревянную Вознесенскую церковь. Окончательно строительство было завершено в 1694 году.

В этой обители, нашли приют многие праведники. В 40-х годах XVIII столетия в Вознесенском монастыре доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Закона о церкви. Самый же большой вклад в развитие обители внёс архимандрит Августин. Именно при нём в 1852 году был построен каменный Вознесенский храм.

Монастырь владел более чем 807 десятинами земли, лесом, частью реки Сызран и торговыми лавками в городе. В нём было построено пять храмов. Каменный храм Вознесения Господня был построен в1738 году. В 1855 году был освящён новый каменный храм во имя Вознесения Господня, а старый был переименован в честь особо почитаемой в монастыре Феодоровской иконы Божий Матери. Эта икона явилась верующим на источнике около села Кашпир, находилась там в течение 17 лет, после чего была перенесена в обитель. На месте её обретения поставили памятный знак, ежегодно к этому источнику совершался крестный ход. Икона сохранилась до настоящего времени, сейчас она находится в Казанском соборе Сызрани.

В 1928 году Вознесенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь возродилась с июня1996 года.

Особняк купца Стерлядкина

Особняк СтерлядкинаВ 1906 году в Сызрани случился страшный пожар, уничтоживший весь город, но уже через несколько лет на главных улицах можно было наблюдать роскошные особняки провинциальных предпринимателей, и некоторые из них достойно смотрелись бы и в столичных городах.

Таким является особняк Почётного гражданина Сызрани Сергея Александровича Стерлядкина, построенный в стиле модерн на улице Большой (Советской) в 1910-х годах. Сергей Стерлядкин был одним из пяти сыновей мукомола-миллионера, принадлежавшего к числу богатейших людей города, главного Сызранской городской думы, председателя правления «Сызранского общества взаимного кредита», купца первой гильдии Александра Александровича Стерлядкина.

До сих пор остаётся под вопросом авторство этого здания. Существует несколько версий того, кто мог спроектировать роскошный особняк. Называются имена городского архитектора Сызрани Сергея Щербакова, одного из наиболее Особняк Стерлядкина. Балкон с атлантамиярких представителей стиля модерн в русском европейском зодчестве Фёдора Шехтеля, архитекторов Александра Зеленко и Льва фон Вакано.

При строительстве двухэтажного дома были использованы самые современные материалы тех лет: бетон, металл, облицовочная плитка, облицовочный кирпич бежево-жёлтых оттенков.

Над входом в здание со стороны переулка располагается балкон, поддерживаемый двумя атлантами. Скульптуры атлантов довольно необычные – они развёрнуты лицом к фасаду. Угловая часть оформлена в виде полуколонн с маскаронами (скульптурные украшения здания в форме головы человека или животного анфас) в коринфских капителях. В облицовке фасадов используется перламутровая фасадная плитка, глазурованный кирпич двух цветов. На обоих фасадах имеются барельефы с женскими и мужским изображениями, держащими в руках различные предметы, связанные с хлебом (колосья, серп, колесо). Всё это, видимо, должно было говорить о деятельности хозяина особняка – купца-мукомола.

После революции особняк был национализирован.

Кованый цветочный орнамент лестницыГенерал-майор Н.И. Корицкий, служивший при М.Н. Тухачевском и бывший в Сызрани с 1-й советской армией, вспоминал следующее: «…А для командира и состоящих при нём лиц был отведён особняк купца Стерлядкина. По тем временам он считался почти дворцом: роскошный кабинет, гостиные, столовая, спальни с кроватями из карельской берёзы, комнаты для приезжающих… Говорили, что Стерлядкин, строя особняк, платил бешеные деньги архитекторам, лишь бы перещеголять купца Шатрова в Симбирске. Почти не умея читать, бывший владелец особняка обзавёлся ещё и большой библиотекой, но при ближайшем ознакомлении с ней выяснилось, что главное богатство тут составляли тиснённые золотом переплёты и огромные красного дерева с бронзой книжные шкафы…».

Среди сохранившихся до наших дней интерьеров можно встретить лепнину в отдельных помещениях, напольную плитку, ограждение лестницы с декором в виде подсолнухов, раздвижные массивные двери с витражами… Сохранился столетний засыпной сейф, стоящий в одной из верхних комнат. Он выше человеческого роста, объёмный, двухдверный, с совершенно уникальной системой замков, отдельным отсеком для хранения драгоценностей.

В 1930-е годы в бывшем особняке действовало хирургическое отделение поликлиники. Во время Великой Отечественной войны был размещён эвакогоспиталь, затем его сменили горисполком, Дом политпросвещения. Затем здесь расположилось отделение ЗАГСа.

Особняк купца Чернухина

Особняк Чернухина. Выставочный зал— филиал Сызранского краеведческого музеяОсобняк построен в 1908-1910 годах. Это голубой деревянный терем с усечённой шатровой крышей и тонким кружевом резьбы по карнизам и оконным наличникам. До 1917 года дом и постройки во дворе составляли усадьбу крупного мукомола- промышленника, купца 1-й гильдии и общественного деятеля Мартиньяна Васильевича Чернухина. C 1888 года Чернухина избирали гласным Городской Думы. Дважды Городская Управа выдвигала его на пост Городского Головы в 1902 и 1909 годах. М.В. Чернухин выделял собственные средства на нужды церкви, на развитие образования; являлся попечителем 4-го мужского училища, его супруга покровительствовала женскому городскому училищу. Мартиньян Васильевич за свою многолетнюю деятельность на благо города был удостоен многих наград, самой ценной из которых считалась большая золотая медаль «За усердие».

После революции 1917 года в доме размещались народный суд, санэпидемстанция, больница. С 1983 года – это Городской выставочный зал (филиал Сызранского краеведческого музея). Здесь созданы экспозиции «Купеческая гостиная» и «Художественная коллекция графов Орловых-Давыдовых» из Усольского поместья. В других помещениях представлены передвижные выставки и работы мастеров декоративно-прикладного творчества.

Сызранский драматический театр

Сызранский драматический театрТеатр появился в Сызрани ещё в XIX веке. Тогда, в 1870-х годах, на средства купца Ивана Соболекова был построен летний театр «Эрмитаж», куда привозили постановки известных режиссёров того времени. Это позволило одному из безымянных критиков, возмущённому невысоким уровнем гастролирующего комического дуэта, в местной газете написать: «Сызрань в театральном плане вовсе не медвежий уголок! Мы видели Леонида Собинова, братьев Адельгейм, чудного армянского трагика Ваграна Папазяна».

Однако своего стационарного театра с постоянной труппой не было, хотя эта идея постоянно обсуждалась в городе.

24 октября 1918 года на заседании Сызранского исполкома совета народных депутатов было принято решение об открытии Рабоче-крестьянского дома с пролетарским театром. Начало существованию сызранской драмы было положено 3 декабря 1918 года, в разгар гражданской войны, постановкой пьесы А. Островского «Лес».

Труппа работала в очень жёстких условиях. Новые спектакли приходилось ставить почти каждый день: население города было очень малочисленным. Так, только в одном месяце шли «Овод», «Чародейка», «Собор Парижской богоматери», «Пугачёвщина», «Коварство и любовь», «Анна Каренина».

Зимой 1927 года театр был преобразован в ТРАМ (театр рабочей молодежи). Его создатели сделали всё возможное, чтобы популярность у зрителя завоевали пьесы советских авторов.

С началом Великой Отечественной войны большая часть мужского состава труппы, рабочих сцены и технических цехов была призвана в армию. А вскоре в Сызрань на короткое время эвакуировался Сталинградский драматический театр. Но уже с 1943-го года сызранская драма начинает восстанавливаться.

После войны на сызранской сцене в некоторых спектаклях играют приглашённые из Москвы известные артисты Нина Алисова, Андрей Абрикосов, Евгений Самойлов и Михаил Названов.

В 1973 году писатель Фёдор Абрамов доверил коллективу театра первую постановку в стране одобренной и отредактированной им пьесы-инсценировки «Пелагея и Алька» по его известным повестям. Примечательно, что вслед за сызранской премьерой «Пелагею и Альку» включили в репертуар многие театры. Вскоре после этого в сызранском театре были созданы пьеса и спектакль по ранним рассказам Шолохова. Пьесу «Смертный враг» после Сызрани взяли более 20 театров, в том числе и Ленинградский театр драмы и комедии на Литейном.

В 1994 году Сызранский драматический театр показывал в Москве на малой сцене МХАТа имени А.П. Чехова спектакли «Танго» С. Мрожека и «Жертва» М. Фратти.

С 1995 года театр активно участвует в различных международных проектах. А в 1996 году он стал лауреатом международного фестиваля «Полёт “Чайки”» в Санкт-Петербурге.

С 1983 года театр носит имя Алексея Николаевича Толстого. Будущий писатель учился в местном реальном училище 1897/98 учебный год. В разные годы на сцене театра шли спектакли по его произведениям: «Касатка», «Заговор императрицы», «Делец», «Хромой барин».

Сегодня Сызранский муниципальный драматический театр имени А.Н. Толстого является развивающимся театром, который находится в поиске новых путей в творчестве.

В Сызрани организована театральная студия, выпускники которой вливаются в труппу театра. Обучение студийцев проводится в Сызранском колледже искусств и культуры имени Ольги Носцовой.

Труппа, которая ежегодно пополняется молодыми актёрами, выезжает на гастроли, представляет постановки на суд жюри в ежегодном конкурсе «Самарская театральная муза».

Сызранский краеведческий музей

Сызранский краеведческий музейИстория музея ведёт своё начало с декабря 1923 года, когда состоялась сельскохозяйственная и промышленная выставка Сызранского уездно-городского съезда Советов. Основателем является Николай Викторович Гурьев – председатель уездного статистического бюро, краевед-любитель.

1 января 1924 года в газете «Красный Октябрь» было опубликовано «Обращение ко всем гражданам г. Сызрани и Сызранского уезда», которое призывало принимать активное участие в создании музея и представлять в его распоряжение всевозможные источники, имеющие отношение к истории и культуре края: «Музей с благодарностью примет всякий дар, полезный при изучении родного края и занесёт имя дарителя в летопись Музея, которая в то же время будет и летописью переживаемых событий, следовательно, всякий участник в создании Музея будет увековечен в потомстве».

Музей занимает 2 бывших купеческих особняка – Н.А. Леднёва и А.Ф. Митюрина. Первый возведён в последней четверти XIX века, второй – в начале XX века.

В 1925 году музей спас от разграбления и приобрёл в собственность коллекции оружия, фарфора, скульптур, картин и мебели из бывшего имения графов Орловых-Давыдовых в селе Усолье и из бывшего имения князей Гагариных в селе Заборовке. Среди экспонатов, переданных из усольского имения Орловых-Давыдовых – замечательная портретная галерея членов семьи и их ближайших родственников.

Другой гордостью музея является коллекция ископаемых вплоть до Юрского периода.

В 1927 году музей приобрёл картины художников Н.И. Шишкина, Л.К. Саврасова, И.К. Айвазовского.

Ангел Хранитель и избранные святые в молении. Икона. 1895 г. Иконописец Александр БочкарёвОснову коллекции керамики составляют уникальные изделия производства «Товарищества М.С. Кузнецова», фарфоровой фабрики «Мануфактуры Гарднер», фабрики А. Попова, Императорского фарфорового завода, мануфактуры Мейсен, Веджвуд и других фабрик конца XVIII – начала XX вв., переданных из музея фарфора Главнауки в 1927 году. Также представлен фарфор советского периода.

Современная экспозиция музея разделена на два тематических отдела: естественно-научный и историко-этнографический. Естественно-научный включает в себя разделы «Палеонтология», «Геология», «Минералогия», «Флора и фауна». Историко-этнографический отдел представлен разделами: «Археология», «История основания г. Сызрань», «Этнография».

В собрании музея «Иконы» есть очень необычная двусторонняя «Феодоровская икона Божией Матери». Св. Николай Чудотворец», написанная в XIX веке известным иконописцем Григорием Николаевичем Журавлёвым. Икона безокладная, написана на «голой» доске, без левкаса.

Есть также небольшая коллекция иконописных произведений, выполненных местными мастерами. В Сызрани в конце XIX – начале XX века была известна старообрядческая иконописная мастерская Александра Архиповича Бочкарёва (1867-1935). Стилевые особенности работ Александра Архиповича позволили специалистам говорить о своеобразном феномене – так называемой «бочкарёвской иконе». Иконы исполнялись на кипарисовых ковчежных досках темперными красками по золоту. Самобытный стиль иконописания получил в среде старообрядцев Поволжья название «греческий» с характерным для него сдержанным колоритом, лаконичностью композиции, удлинёнными пропорциями фигур и растительным орнаментом по лузге.

Сызранские иконы изготавливались как на заказ, так и для свободной продажи и большей частью преобладали в иконостасах храмов и молитвенных домов по Симбирской и Самарской губерниям.

Всего фондовое собрание музея превышает пятьдесят три тысячи единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов.

Писатель Константин Александрович Федин (1892-1977)

Писатель К.А. ФединПисатель Константин Федин жил и работал в Сызрани в 1919 году. Именно здесь начинается его литературная и журналистская деятельность. В феврале 1919 года Федину поручают организацию и редактирование литературно-художественного и общественно-политического журнала «Отклики». В газете «Известия Сызранского уездного и городского Советов и партии коммунистов» уже в конце февраля появляется газетная статья будущего писателя, рассказывающая читателям о значении журнала для культурной жизни уезда. Как впоследствии писал Константин Александрович, эта была «первая газетная статья, начало моего пути советского журналиста».

С появлением первых номеров «Откликов» Федин начинает сотрудничать в газетах «Известия Сызранских Советов», «Алый путь», «Сызранский коммунар». Ему приходилось писать и передовые статьи, и фельетоны, и театральные рецензии, вести городские репортажи и международный обзор. В то время, являясь одним из самых активных корреспондентов, Константин Федин выступал под псевдонимом Пётр Швед.

21 октября 1919 года Константин Федин в числе сызранского партийного актива был направлен в распоряжение политотдела Реввоенсовета Южного фронта. «… в Сызрани, - писал К.Федин, - я прошёл свой приготовительный класс необходимых работнику печати навыков – ответственности, смелости, самокритики, умения сотрудничать с товарищами и смотреть на любой труд в редакции одинаково уважительно. Как бы ни были слабы мои литературные начинания в Сызрани, они сыграли свою роль на первых порах моей работы журналиста в Петрограде, а сызранские впечатления щедро наделили меня как писателя жизненным материалом».

Книга с автографом автораВ этот период в Сызрани были написаны и первые рассказы Константина Федина – «Счастье» и «Дядя Кисель». Рассказ «Дядя Кисель» был хорошо воспринят читателями, получил литературную премию и понравился М. Горькому. В романе «Города и годы» черты старой Сызрани показаны в изображённом уездном городе Семидоле. Написанный в 1921 году рассказ «Сад» также навеян сызранскими впечатлениями. События романа «Необыкновенное лето» разворачиваются на Волге в 1919 году.

«Восемь месяцев сызранской жизни заняли большое место в моей писательской судьбе», – так впоследствии отозвался Федин о пребывании в Симбирской губернии.

Отдав дань памяти начальному периоду своего творчества, Константин Федин в январе 1972 года подарил Сызранскому краеведческому музею книги «Первые радости» с дарственной надписью «Сызранскому Краеведческому музею – в знак памяти моего пребывания в городе Сызрани, которому я обязан, как начальной школе революционной жизни – февраль-октябрь 1919 гг. Автограф Федина 6. I. 1972 г. Москва» и книгу «Костёр» с надписью «Сызранскому краеведческому музею от автора Конст. Федина Москва, январь 1972.»

Аркадий Ильич Островский (1914-1967) – «Солнечный композитор Сызрани»

Композитор А.И. ОстровскийИзвестный композитор-песенник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Аркадий Ильич Островский родился в г. Сызрани в семье мастера музыкальных инструментов Ильи Ильича Островского. Их дом находился на перекрёстке улицы Большой, 29 (ныне – Советская) и переулка Дворянского (Пролетарский). Последним местом проживания Островских перед отъездом в 1927 году в Ленинград был дом №57 в Пролетарском переулке, куда Островские переехали после 1917 года и квартировали на втором этаже. Хозяином дома был Герц Симонович Кристалинский, бежавший сюда от немцев из Могилёва. Он же – дедушка известной певицы Майи Кристалинской. Этот дом, на берегу Крымзы, стоит в Сызрани и сейчас.

Вновь в Сызрань Аркадий Островский приехал спустя 38 лет уже известным композитором после грандиозного творческого вечера по случаю своего 50-летия в лучшем концертном зале столицы.

Он лауреат многочисленных советских и зарубежных фестивалей. Его «Пусть всегда будет солнце», «Спят усталые игрушки», «А у нас во дворе», «Песня остаётся с человеком» знают и поют все. Узнавали его и в Сызрани, тепло принимали в Детской музыкальной школе №1, стоя аплодировали на концерте в ДК завода «Тяжмаш». А через два года Аркадия Ильича не стало. Но остались его песни.

В 2005 году Сызранской ДШИ №2 с согласия сына композитора, Михаила Аркадьевича, было присвоено имя Аркадия Ильича Островского. Михаил Аркадьевич тогда впервые приехал на родину отца. Он был председателем жюри городского фестиваля-конкурса «Солнечный круг».

Дом Кристалинского, в котором прошло детство А.И. ОстровскогоВ феврале 2006 года в школе с триумфом прошёл первый Межрегиональный фестиваль-конкурс детского творчества «Солнечный круг» имени А.И. Островского, который с тех пор ежегодно расширяет свои рамки, реализуя новые проекты и программы. Фестиваль-конкурс «Солнечный круг» даёт возможность талантливым детям проявить свои способности в вокальном и инструментальном исполнительстве, изобразительном искусстве, композиции и импровизации.

Выпущен уникальный диск «Детские песни А.И. Островского» – совместный проект детских школ искусств г.о. Сызрань и Большого детского хора Российской Государственной Радиокомпании «Голос России» (г. Москва).

В 2009 году на базе Сызранской ДШИ №2 открылась музейная экспозиция, в которой представлены материалы, касающиеся жизни и творчества А.И. Островского.

Знаковым подарком к 100 летию со дня рождения композитора 25 февраля 2014 года стало награждение Сызранской ДШИ №2 имени Аркадия Островского золотой медалью конкурса «100 лучших школ России» и Дипломом лауреата в номинации «Лучшая школа искусств».

Международный фестиваль духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья»

Парад ансамбля барабанщицФестиваль «Серебряные трубы Поволжья» проводится в Сызрани с 1997 года. Фестивальное движение постоянно ширится, привлекая всё новых и новых участников. Среди точек, которые отмечены на карте фестиваля, – многие города Поволжья, а также государства Италия, Македония, Франция, Индия, Китай, Сербия, Испания. Особенно тесная дружба у сызранцев сложилась с французами. В городе побывали национальный оркестр аккордеонистов Музыкальной конфедерации Франции, биг-бэнд «Break in Live» из Сен-Поль-сюр-Мэра, фольклорный ансамбль «Ла парпайолла» из Ниццы, а также множество солистов и коллективов из других городов.

Фестиваль «Серебряные трубы Поволжья» не случайно появился на свет именно в Сызрани, в 2002 году вошедшей в ассоциацию «Еврооркестрия». В городе сохраняются лучшие традиции духовой музыки. Здесь живут и развиваются четыре оркестра, один из которых – военный.

В течение фестивальной недели выступления участников идут на всех творческих площадках города. Также проходят мастер-классы ведущих деятелей культуры России, праздничное шествие духовых оркестров. Кульминацией праздника становится исполнение сводным оркестром самобытных произведений разных стран.

Одновременно с «Серебряными трубами» в Сызрани проходит Международный фестиваль-конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Мир вокруг нас», Он завершается большой выставкой лучших работ в фойе драматического театра.

Фестиваль-праздник «Сызранский помидор»

Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин и Председатель Самар- ской Губернской Думы В.Ф. Сазонов на открытии праздникаСамый вкусный летний праздник проводится в Сызрани в августе с 2000 года. Он стал настоящей «визитной карточкой» города, по которой Сызрань знают далеко за её пределами. На сызранской земле выращивается большое количество сортов томатов. Зарекомендовала себя «Сызранская розовая», особенно славится помидорами Преображенская слобода. Семена томатов были завезены сюда в конце ХIХ века из Астрахани.

Местные жители отмечают праздник с большим размахом. Уже много лет на это мероприятие приезжают не только туристы из соседних регионов России, но и гости из-за рубежа.

На время томатного торжества Сызрань буквально преображается. Красочный карнавал начинается, когда к пристани причаливает корабль «Санто Томато». Открывает праздник театрализованное шествие по главной улице города. Творческие коллективы в ярких костюмах настолько заразительно поют и танцуют, что зрители не могут к ним не присоединиться. Дойдя до центральной площади города, пёстрая толпа плавно перетекает в парк «Гномик», где гостей встречает тематический городок «Помидорный рай». Здесь можно прогуляться по аллее «Помидоры мои раскудрявые», «Томатной площади», «Закусочной аллее», заглянуть в «Помидорный переулок», где местные хозяюшки предлагают попробовать блюда, главным составляющим которых является томат.

Юные «помидорки»Компетентное жюри выбирает «Мисс Помидорку» и «Мистера Помидора». В небо запускают огромный «Синьор Помидор». Не обходится и без томатных баталий.

В «помидорном» городе проводится и ярмарка-продажа, где можно приобрести на память сувениры, любовно изготовленные руками местных умельцев.

«Признаюсь, за 14 лет проведения этого праздника, я впервые побывал на нём. Для меня это было, чем-то потрясающим… В общем спасибо всем организаторам, участникам фестиваля, всем участникам праздника Помидоров, всем пришедшим. Надеюсь следующие празднования будут не менее яркими и даже более... – с каждым разом всё масштабнее и ярче»- написал на сайте блогер.

 

Информационные источники:

http://travel.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=57

http://samara.vsedomarossii.ru/search/?c=2475&t=7

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%A1%D1%8B%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C)

http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/osobnjak-kupca-s-a-sterljadkina-v-syzrani.html

http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/architecture_160.html

http://www.skm1923.ru/publikacii/hranimoe-nasledie/

http://samstar-biblio.ucoz.ru/photo/19

http://www.syzran-drama.ru/

http://www.skm1923.ru/publikacii/hranimoe-nasledie/

http://samsud.ru/journal/art/arcady-ostrovsky-100-let/page-1.html

http://vozmon.ru/fotogalereya/