Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Муниципальный район Сызранский

Сызранский район расположен на западе Самарской области.

Усадьба князей Гагариных в Заборовке

Усадебный дом князей ГагариныхДом князей Гагариных – единственный сохранившийся в Самарской области образец усадебной архитектуры первой половины XIX века.

История усадьбы начинается с XVIII века, когда землевладельцем в Заборовке стал граф Платон Иванович Мусин-Пушкин – крупный государственный деятель, петровский любимец, сенатор, посол в Париже и Копенгагене, председатель коммерц-коллегии. Платон Иванович в Заборовке не был ни разу и вёл дела только через управляющего.

Следующим владельцем поместья в Заборовке стал сын Платона Ивановича – граф Иван Платонович, а после его смерти его брат Валентин Платонович Мусин-Пушкин – участник Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, главнокомандующий во время шведской кампании 1788-1790 годов, фельдмаршал. Валентин Платонович, как и его отец, так никогда и не посетил поместье в Заборовке.

Земли в Заборовке в 1804 году унаследовал сын фельдмаршала Василий Валентинович Мусин-Пушкин. Первым браком он был женат на дочери московского генерал-губернатора Екатерине Яковлевне Брюс (после женитьбы он присоединил фамилию жены к своей и гордо именовался Мусин-Пушкин-Брюс).

Василий Валентинович вёл красивую столичную жизнь. Он был посланником в Неаполе, заметным и активным масонским деятелем, а также страстно увлечён театром, русской литературой и живописью. С 1803 года он являлся главой репертуарной комиссии. Был знаком с Пушкиным. В 1835 году стал председателем Императорского общества поощрения художеств. В этот период Мусин-Пушкин был тайно влюблён в бывшую крепостную актрису, звезду столичной сцены Нимфодору Семёновну Семёнову (сестру актрисы Екатерины Семёновой) и после смерти первой супруги женился на ней. От этого брака родились три дочери: Прасковья, Екатерина и Елизавета. Начиная с 1812 года, Мусин-Пушкин часто приезжает в Заборовку и живёт в небольшом одноэтажном деревянном барском доме, руководит всеми делами поместья лично, слывёт «крестьянским меценатом», помогая отдельным нуждающимся крестьянским семьям, и много жертвует на нужды Златоустовской церкви в селе.

1812 год стал поворотным в судьбе русской сельской усадьбы. Полковник Александр Липинский в статистическом очерке 1868 года по Симбирской губернии писал:

«Тяжёлый для России 1812 год содействовал увеличению сословия местного богатого дворянства. В это время из Москвы и других мест России прибыло на жительство в Симбирскую губернию множество дворянских семейств, из которых одни ехали сюда в свои отдалённые и никогда, может, не посещавшиеся поместья, другие же, привыкнув к новым местам, покупали земли, строились и оставались навсегда. Стремительному увеличению богатства местных дворян в первой трети XIX века содействовали такие основные факторы – хорошие урожаи пшеницы, овса и знаменитого симбирского проса.., повышенные потребности воюющей армии в продовольствии и фураже, послевоенная разруха в западных и центральных губерниях Империи и, как следствие, взлёт цен на зерно».

Именно в это время в Сызранском уезде начинается массовое строительство богатых барских усадебных домов.

Судя по всему, ещё при жизни графа Василия Мусина-Пушкина-Брюс в конце 1820-х годов был заказан проект нового дома барской усадьбы в Заборовке. Автор проекта доподлинно неизвестен. Но в 1947 году куйбышевскими архитекторами была выдвинута гипотеза, что проект дома, вероятно, был составлен знаменитым в России и Симбирской губернии архитектором М.П. Варенцовым-Коринфским. Многочисленные постройки, в том числе усадебные дома, по проектам этого архитектора в Казанской, Нижегородской, Пензенской и Симбирской губерниях были тогда хорошо всем известны. В Симбирской губернии Варенцов-Коринфский был знаком практически с каждым помещиком и дворянином.

Мусин-Пушкин был дружен по симбирской масонской ложе с генерал-майором и князем Иваном Алексеевичем Гагариным – владельцем земель в Нижегородской губернии. В Заборовке Гагарин познакомился с дочерью Мусина-Пушкина и Нимфодоры Семёновой Прасковьей Васильевной и вскоре женился. От этого брака родились сыновья – Николай и Иван, а также дочь Прасковья.

На своего зятя граф Мусин-Пушкин возлагал большие надежды, так как не имел сыновей, но перед смертью в апреле 1836 года завещал всё своё имущество вместе с заборовской усадьбой горячо любимой жене. Семёнова не передала в приданое своей дочери усадьбу в Заборовке, а продала её молодой семье. Согласно документам, сделка купли Гагариным у своей тёщи заборовской усадьбы состоялась в 1837 году. Хотя ещё при жизни Мусина-Пушкина и уже сразу после свадьбы Гагарина и Мусиной-Пушкиной в начале 1830-х годов началось строительство нового усадебного комплекса на месте старого деревянного дома, где самое активное участие в финансировании и руководстве строительными работами принимал князь Иван Алексеевич.

В 1870-х годах здание усадьбы расширялось и перестраивалось. Был надстроен третий этаж с широкими балконными галереями с колоннами и открытыми боковыми террасами. Дом усадьбы представлял собой характерное для эпохи архитектуры классицизма здание.

Итальянская коллекция из усадьбы князей Гагариных, хранящаяся в Сызранском городском краеведческом музееДом Гагариных стоял на склоне так, что с одной стороны, он казался стоящим на ровном месте и был двухэтажным, а с другой стороны дома с трёх этажей открывался вид со склона холма на спуск к пруду и далёкие горизонты полей. Со стороны пруда особняк напоминает роскошный пароход. С левой стороны здания располагался нерегулярный, эклектичный парк. С правого торца – парадный вход в здание – классический треугольный фронтон на четырёх дорических колоннах и рядом сад с огородом.

В глубине передней находились лестницы на второй и третий этажи, ведущие в кабинет хозяина и спальни, «верхние покои» с «девичьей», детскими и комнатами для прислуги и гувернанток, а на первом этаже начинался длинный коридор, в конце которого находилась массивная дверь в парадные залы, разделённые арками или дубовыми дверьми. В непраздничные и неприёмные дни парадные комнаты обычно запирались на ключ.

В простенках между окнами висели зеркала, на стенах несколько картин, оставшихся от последнего графа Мусина-Пушкина, на специальных пьедесталах стояли итальянские вазы и скульптуры. С 1925 года в фондах Сызранского городского краеведческого музея хранится итальянская коллекция из заборовской усадьбы: скульптура Юноны из белого мрамора, мраморная ваза, бюст мальчика и скульптура молящегося мальчика работы Луиджи Тамполони.

В парадных можно было увидеть маленькие круглые столики и этажерки с цветами, большой круглый стол и ряды неудобных, кряжистых стульев и кресел. Здесь же стояли пианино, большой дубовый шкаф и софа, набитая ореховой шелухой. Стены были без обоев и окрашены светлой жёлтой «вохрой». В этих залах князь Иван Алексеевич Гагарин принимал гостей.

У Гагарина часто бывали губернские и уездные предводители дворянства, поэт Николай Михайлович Языков, поэт, переводчик, сотрудник архива МИДа в Москве Михаил Александрович Дмитриев (племянник поэта Ивана Ивановича Дмитриева).

Страстью Ивана Алексеевича Гагарина был огород, где он выращивал знаменитую заборовскую капусту. Возможно, именно глядя на Гагарина, М.А. Дмитриев записал: «Многие помещики, живя в деревне, увлекаются садоводством или огродничеством, находя в этом, помимо всего прочего, полезное отвлечение от хозяйственных забот и приближение к природе. Ведь душа требует не дохода, а живых впечатлений».

После отмены крепостного права началось медленное увядание усадьбы. Если до реформы 1861 года у Гагарина было почти 10 000 десятин земли, более чем 1 500 крепостных душ и две мельницы на реке Крымзе, то теперь больше трети земель оказалась выкуплены или розданы в бесплатные «четвертные наделы», а на остальных землях трудились наёмные работники.

Во второй половине 1860-х годов И.А. Гагарин избирался гласным Сызранского уездного земского собрания. Умер князь в 1878 году и оставил усадьбу в наследство старшему сыну Николаю. Князь Николай Иванович увлекался лошадьми и охотой. Задумав открыть конный завод в селе, он несколько раз закладывал и перезакладывал имение. Завод Николай построил и открыл, но оказался в такой безвыходной финансовой ситуации, что был вынужден распродать оставшиеся усадебные земли.

Сын князя Николая – Александр Николаевич получил в наследство уже не усадьбу, а только дом, сад и парк. Фактически усадьба потеряла свою экономическую значимость и превратилась в дачу, как и большинство помещичьих имений, не вставших «на новые капиталистические рельсы». Князь Александр Николаевич дослужился до звания ротмистра и работал земским начальником 5 участка Симбирского уезда в Сурской, Аргашской и Большеберезниковской волостях. В усадебном доме практически не бывал. Последними владельцами дома усадьбы до 1917 года, по сведениям сызранского исследователя Сергея Зацарицинного, были три дочери князя – Мария Александровна Гагарина, Наталья Александровна Скаржинская и Александра Александровна Мытник.

С 1918 года особняк занимали волостной исполнительный комитет (ВИК) и местная организация комсомольцев. Весной 1929 года здание усадьбы заняло правление колхоза «Авангард». По окончании Великой Отечественной войны в бывшем особняке Гагариных был открыт детский дом. В 1960-е годы дом использовался Объединённым колхозом имени В.И. Чапаева, а в 1979 году был передан психоневрологическому диспансеру. После закрытия диспансера в 2005 году усадьба пустует.

Дом князей Гагариных в Заборовке был признан памятником архитектуры областного значения.

В 2009 году была разработана научно-проектная документация реставрации дома и создания музейного и рекреационного центра. Однако и сегодня здание усадьбы остаётся неухоженным и находится на грани полного разрушения.

Поэт, баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837)

Д.Г. Левицкий. Портрет И.И. Дмитриева. 1790-еИван Иванович Дмитриев, один из основоположников русского сентиментализма, родился в имении отца в селе Богородском Симбирской губернии, Сызранского уезда (ныне село Троицкое Сызранского района Самарской области). На 8-м году он был отдан в пансион, сперва в Казань, а затем в Симбирск, где учение его ограничивалось только первыми правилами французского и немецкого языков. На 11-м году Дмитриев был взят из пансиона и дальнейшее образование продолжалось под руководством его родителей.

Cпасаясь от пугачёвского бунта, семья перебралась в Москву, в которой Дмитриев пробыл два года. Тут он был свидетелем казни Пугачёва, описание которой, оставленное им в его записках («Взгляд на мою жизнь»), было впоследствии внесено Пушкиным в «Историю Пугачёвского бунта». На 14-м году Дмитриев отправился в Петербург на службу в гвардейский Семёновский полк.

Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», он часто испрашивал длительные отпуска, которые проводил в родных местах на Волге.

О жизни И.И. Дмитриева в Сызрани можно найти свидетельства в его воспоминаниях:

«В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке».

Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам лёгких стихов. Первые литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься.

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н.М. Карамзиным. Под его влиянием Дмитриев принялся за «усовершенствование в себе человека» и поиск новых путей в поэзии, чему немало способствовало и тесное общение с Г.Р. Державиным. Знакомство с последним, по словам Дмитриева, «открыло ему путь к Парнасу»; в доме его он перезнакомился почти со всеми современными писателями. В 1791 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин, появился целый ряд произведений Дмитриева, из которых обратили на себя особенное внимание публики и заслужили величайшие похвалы критики его сказка «Модная жена» и песня «Голубок». Последняя тотчас же была положена на музыку и получила самое широкое распространение.

В 1794 году были написаны лучшие его произведения: сказки «Воздушные башни», «Причудница», оды «К Волге», «Глас патриота на взятие Варшавы», «Ермак» и сатира «Чужой толк», сразу доставившие ему почётное место среди современных ему поэтов. В 1795 году вышло первое издание стихотворений Дмитриева под заглавием «И мои безделки».

Дмитриев сближает язык поэзии с разговорным языком образованного общества, обращается к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» и приучая читателей ценить в стихах прежде всего «тонкость» и остроумие. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик – умный, ироничный, судящий обо всём как частный человек, не знающий абсолютной истины. Некоторые черты образа рассказчика в его баснях предвосхищали басни И.А.Крылова.

В «сказках» Дмитриев изображает легкомысленные эпизоды из жизни светских людей, увиденные острым взглядом сатирика, опять-таки не претендующего на роль обличителя пороков. Сатирическое направление особенно резко выразилось в «Чужом толке». Сатира эта была вызвана распространившейся тогда страстью писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многочисленных подражателей Ломоносова и Державина, из которых большинство не обладало поэтическим дарованием. Дмитриев считался также мастером малой формы – эпиграммы, мадригала, альбомного экспромта – того, что было связано с устной «салонной» культурой, создававшейся карамзинистами.

Стараясь освободить язык стиха от тяжёлых и устарелых форм, придать ему лёгкость и привлекательность, Иван Дмитриев, наряду с Карамзиным, несомненно, был одним из преобразователей русского литературного языка.

В 1796 Дмитриев вышел в отставку с чином полковника, но уже через год был арестован по ложному доносу, а вскоре торжественно оправдан и обласкан императором Павлом I. Не смея пренебречь царской милостью, Дмитриев принял назначение обер-прокурором Сената, но, не считая свою деятельность на этом посту успешной и желая освободиться от служебной зависимости, уже в 1799 году снова вышел в отставку и поселился в Москве.

Здесь он ведёт «тихую» жизнь отставника, но при этом деятельно участвует в литературной жизни. К его суждениям прислушиваются, его колкости сразу разносятся по Москве и становятся общим мнением. В 1803-1805 годах выходят его Сочинения и переводы, оказавшиеся, по существу, итогом его поэтического творчества.

В 1806 Дмитриева вновь призывают на службу, а в 1810 по личному приглашению Александра I он переезжает в Петербург и назначается членом Государственного совета и министром юстиции. Стремясь во всем следовать букве закона, он часто входил в служебные столкновения, что послужило главной причиной его отставки в 1814 году. Дмитриев вернулся в Москву, где возглавил Комиссию по оказанию помощи её жителям, пострадавшим от нашествия французов (за свою деятельность в ней награждён чином тайного советника).

Умер Иван Дмитриев 3 (15) октября 1837 года, окружённый почётом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.

В Сызранском районе именем Ивана Ивановича Дмитриева названа библиотека в селе Троицкое. Здесь много фотографий, портретов и документов, связанных с именем русского Лафонтена, так его называли. Имение Дмитриевых не сохранилось, зато до сих пор можно прогуляться по парку, бывшему во владении этой семьи. Его центр – перекрёсток семи дорог, откуда берут начало несколько живописных аллей. Рассказывают, что в гостях у Дмитриевых бывали Жуковский и поэт, герой войны 1812 года Денис Давыдов. Имя последнего носит библиотека в Новой Рачейке.

Информационные источники:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/DMITRIEV_IVAN_IVANOVICH.html

http://www.rulex.ru/01050474.htm

http://samaralit.ru/?p=10313

http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/dvorjanskoe-gnezdo-musinyh-pushkinyh-gagarinyh.html