Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Городской округ Чапаевск

Чапаевск расположен на берегу реки Чапаевки (приток Волги), в 43 км к юго-западу от Самары.

С самого начала город строился и развивался как военно-промышленный и химический центр России, специализирующийся на производстве оборонной продукции, в том числе (до 50-х годов прошлого века) боевых отравляющих веществ. Чапаевск – единственный город в стране с такой уникальной военно-промышленной и химической специализацией.

Храм Преподобного Сергия Радонежского

Храм Преподобного Сергия Радонежского в ЧапаевскеЦерковь Сергия Радонежского была построена при Сергиевском Самарском пороховом заводе.

Исследователи сравнивают чапаевский храм с церковью Св. Марии Магдалины в немецком городе Дармштадте – родном городе императрицы Александры Фёдоровны.

Немецкий храм возводился по повелению императора Николая II и его супруги.

Завод взрывчатых веществ был построен по ходатайству великого князя Сергея Михайловича Романова, внука императора Николая I, генерала-инспектора артиллерии, и был открыт им лично в 1911 году. В честь великого князя он и был назван Сергиевским.

Церковь Св. Марии Магдалины в ДармштадтеПо его же инициативе был построен и храм имени небесного покровителя великого князя – Преподобного Сергия Радонежского.

Строительство храма было начато в 1916 году и продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период.

Проект храма был разработан Дмитрием Александровичем Вернером – самарским зодчим, ставшим главным архитектором завода.

Майоликовые панно «Св. Еванге- лист Матфей» и «Всевидящее око» на фасаде храмаЦерковь построена в «модернизированном» неорусском стиле, сочетающем в себе формы русского зодчества XVI-XVII веков и элементы стиля модерн, в котором работал архитектор с начала ХХ века.Майоликовые панно «Св. Евангелист Матфей» и «Всевидящее око» на фасаде храма

Материалы для строительства церкви поставлялись со всей империи. Архитектор Вернер тщательнейшим образом отбирал поставщиков. Часть отделочных работ и поставка цементных римских плиток, к примеру, была поручена Торговому дому Франца Матеюнаса из Оренбурга. Керамика для отделки фасада заказывалась у различных фирм. Использовалась абрамцевская керамика, плитка немецкой компании Виллеруа и Бох, напольная плитка харьковского завода Бергенгейма, а иконостас, который так и не был выполнен из-за военного времени, заказывался у знаменитого Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве.

Для облицовки великолепного фасада храма использовался известняк, облицовочные кирпичи цвета золотистой охры, изразцы, майоликовые вставки и пояса с цветочным орнаментом, фасадная плитка и глазурованные кирпичи. По всему периметру фасада расположены майоликовые панно с изображением святых, херувимов, а также христианских символов («орудия пытки Христа», Скрижали Завета, «всевидящее око»). Кроме того, по всему периметру располагались изразцы с изображением герба Романовых. На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно, изображающее Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского.

Изразец с изображением герба РомановыхНесмотря на войну, революцию 1917 года, смену власти, сокращение сроков иДом обороны расходов на строительство церкви, Вернеру удалось осуществить большую часть задуманного. Осенью 1918 года он покинул завод и уехал в Омск.

В книге «Модерн в архитектуре Самары» В.Г. Каркарьян называет церковь «лебединой пеней, последним вздохом умирающего – не только самарского, но и русского модерна». Действительно, строительство церкви продолжалось даже в 1919 году, поэтому его можно считать одним из последних зданий, построенных в стиле модерн в России.

В 1920-х годах церковь была закрыта. Купола и кресты были сняты, а здание приспособлено под различные учреждения. С началом Великой Отечественной Войны на крыше здания разместили зенитные пушки, а внутри – склад боеприпасов. В разные годы здесь находились продовольственный склад, Дом обороны, Дворец пионеров.

Керамические гербы Романовых были сбиты по всему периметру. Чудом сохранился лишь один из них. Мозаичные панно замазали цементом, а в майоликовое панно над входом была вбита вывеска «Дворец пионеров». По словам реставраторов, работавших на здании в 2000-м году, утрачено около 50% керамики. В конце 1980 – начале 1990-х годов церковь была взята под охрану, а в 1995-м ей был присвоен статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Началось постепенное восстановление храма, сначала силами добровольцев, а затем и профессиональных реставраторов. Процесс реставрации продолжается и по сей день.

Вывеска «Дворец пионеров» на месте майоликового панно с изображением Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского

Вывеска «Дворец пионеров» на месте майоликового панно с изображением Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского

Памятник В.И. Чапаеву

Памятник В.И. Чапаеву. Скульптор В.П. Акимов»6 ноября 1932 года перед пленумом Самарского городского совета, в Самаре на площади перед драматическим театром был торжественно открыт памятник В.И. Чапаеву работы скульптора М.Г. Манизера.

Памятник Чапаеву должен был стоять не в Самаре. Первоначально его собирались установить в городе, который до этого назывался Иващенково – в честь генерала В.П. Иващенко, который его основал, а затем Троцк, в честь Л.Д. Троцкого. После того как Троцкого выслали из Советского Союза, город был переименован в Чапаевск, хотя Чапаев там никогда не был. Нужно было как-то связать образ Чапаева с названием города. И местные власти обратились тогда к скульптору Манизеру с просьбой создать памятник.

Памятник понравился губернским властям, и было принято решение установить его в Самаре на площади Парижских коммунаров, которая позже была переименована в площадь Чапаева.

В Чапаевске же позже, 5 сентября 1949 года, в Центральном парке отдыха был установлен другой памятник Василию Ивановичу. Он выполнен из гипса известным куйбышевским скульптором, заслуженным художником РСФСР Василием Петровичем Акимовым. Позировал Акимову сын Чапаева – Александр, внешне очень похожий на своего отца.

Дом-коммуна

Бывший Дом-коммуна в ЧапаевскеВ Чапаевске есть интересный артефакт, ради которого сюда едут специалисты по конструктивизму со всего мира. Это Дом-Коммуна, занимающий целый квартал по улице Орджоникидзе.

Дом-коммуна – яркое архитектурное и социальное явление 1920-х – начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи конструктивизма.

В конце 1920-х годов на фоне свёртывания нэпа возродилась дискуссия о новых типах рабочих жилищ, главным из которых понимался дом-коммуна. Участники дискуссии были убеждены в том, что новый быт в старых архитектурных пространствах строить невозможно. В 1926 году был организован конкурс архитектурных проектов, организаторы которого поставили перед участниками задачу:

«…проникнуться новыми запросами к жилищу и… дать проект такого дома с общественным хозяйством, который превратил бы так называемый жилищный очаг из тесной, скучной, а подчас и тяжёлой колеи для женщины в место приятного отдыха».

Возведение домов-коммун регулировалось «Типовым положением о доме-коммуне» Центржилсоюза (1928), который предписывал коммунарам при вселении отказаться от накопленных предыдущими поколениями мебели и предметов быта и предполагал коллективное воспитание детей, стирку, уборку, приготовление еды и удовлетворение культурных потребностей.

В квартирах на одну-две семьи предусматривались умывальники, кухни (или шкафы-кухни для разогрева пищи, доставлявшейся в термосах из фабрик-кухонь) и ватерклозеты, а банно-прачечные процедуры осуществлялись либо в ванно-душевых комплексах на несколько квартир, либо в банях и прачечных, входивших в состав комплекса.

Известны проекты домов-коммун для разных городов края, разработанные Самарским АПУ. Однако в области была построена только одна коммуна – в 1929 году в Чапаевске. Авторов нельзя обвинить в изощренности замысла. Согласно принципам «правдивой архитектуры», ровный параллелепипед фасада четырёхэтажного здания не приукрашен и даже не оштукатурен. Мелкие ячейки комнат, приспособленные только для сна, напоминают капсульный отель – они чередуются с общими кухнями и санузлами, длинный общий коридор проходит насквозь через всё здание. Но с постройкой этого здания более 600 рабочих были размещены в относительно пристойных условиях.

Практика домов-коммун была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 16 мая1930 года «О работе по перестройке быта».

Информационные источники:

http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/hram-prepodobnogo-sergija-radonezhskogo-v-%D1%81hapaevske.html

golema.livejournal.comВерсиядляпечати

http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/chem-svjazany-chapaev-petka-i-anka-s-sam.html