Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Апрель

«Театр для актера – храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя…»
М. Щепкин

Самарский академический театр драмы им. М. Горького

Самарский академический театр драмы – один из старейших профессиональных театров России. Спектакли первой труппы – антрепризы Е.Стрелкова были даны в 1851 году. Труппа выступала в специально приспособленном доме купца Лебедева. В 1855 году у театра появилось деревянное здание, а в 1888 году по проекту московского архитектора М.Н.Чичагова было построено новое каменное здание в псевдорусском стиле. В своем первом сезоне театр показал комедию Н.Гоголя «Ревизор».

На сцене самарского театра был открыт удивительный талант Пелагеи Стрепетовой – исполнительницы роли Лизаветы в драме А. Писемского «Горькая судьбина».

В 1895 году молодой журналист «Самарской газеты» Максим Горький регулярно публиковал рецензии на спектакли под псевдонимом Иегудиил Хламида. Будущий классик в выражениях не стеснялся: «…баритон вышел на сцену с грацией голодного верблюда и выпустил в зал унылое тремоло...» – однажды написал он. Тем не менее, именно в Самаре в 1901 году впервые в России был поставлен спектакль по повести Горького «Фома Гордеев». Этот спектакль положил начало горьковскому репертуару не только на сцене самарского театра, но и на сценических площадках всего мира. В 1936 году, после смерти Максима Горького, Куйбышевскому краевому драматическому театру было присвоено имя писателя.

Особую роль в становлении самарского театра сыграл проработавший здесь три сезона (1931–1934 гг.) актер Ленинградского академического театра драмы Николай Симонов.

Во время Великой Отечественной войны в зале театра можно было увидеть А.Толстого, И.Эренбурга, Д.Шостаковича, И. Козловского и других известных людей. Целые ряды в партере были заняты советниками, военными атташе и послами миссий, аккредитованных при правительстве СССР. Настроения военного времени передавали такие постановки, как «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова. Концертные бригады в годы войны ездили по селам с концертами.

В 1955 году в качестве режиссера приглашен П. Монастырский, который проработал в Куйбышевской-Самарской драме до 1998 года (с перерывом в 1965–1967 годах). В 1959 году он был назначен главным режиссером. Монастырский поставил в театре около 120 спектаклей. Многие из этих спектаклей вошли в историю театральной России: «Дело Артамоновых» с Н.Засухиным и М.Лазаревым в главных ролях; «Материнское поле» по повести Ч.Айтматова с В.Ершовой в главной роли – на Всероссийском фестивале драматургии народов СССР спектакль «Материнское поле» был удостоен диплома первой степени; «Гамлет» с Ю.Демичем.

Огромный зрительский успех имел спектакль 1975 года «Старомодная комедия» по пьесе А.Арбузова. Спектаклю принадлежит своеобразный рекорд. Семь раз по просьбам телезрителей его показывали по Центральному телевидению. В 1977 году театру был присвоен статус академического.

В 1995–2018 гг. художественным руководителем театра был В.Гвоздков. Репертуар театра очень разнообразен. Рождаются здесь и развлекательные спектакли, рассчи танные на массового зрителя, и серьезные постановки, получающие высокие оценки на фестивалях.

Театр неоднократно становился лауреатом престижных театральных наград и премий.