Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Основные вопросы, рассматриваемые Государственной Думой

Ведению Думы подлежали многочисленные вопросы, среди которых:

1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил;

З) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eё счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Законопроекты либо вносились в Думу министрами либо прочими высшими сановниками империи, либо Комиссиями, образованными из Членов Думы (ст. б7), либо же поступали в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

В перерывах между заседаниями Государственной Думы законодательные функции передавались императору, с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная Дума либо Государственный Совет (статья 87-я Основных законов).

Учреждение Государственной Думы вызвало реформу Государственного Совета. Законодательными актами 20 февраля и 23 апреля 1906 года он провозглашался законодательным органом, имел равные с Думой права, мог отклонять любой законопроект, принятый Думой. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, вторая половина – назначалась царем. Выборный состав Совета обновлялся в течение 9 лет на 1/3 каждые три года, но царь мог досрочно распустить выборных членов Совета и назначит новые выборы. В составе назначаемых царем лиц преобладали крупные чиновники, представители «Объединенного дворянства» – созданной в 1906 году политической организации местного дворянства.

К весне 1906 года был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II Свод основных государственных законов (ОГЗ), который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Обсуждение проекта Основных государственных законов происходило на совещании высших сановников империи в Царском Селе с 7 по 12 апреля 1906 г. Единство и неделимость российского государства и монархическая форма правления не подлежали дискуссии, но статья, содержавшая определение монархической власти, вызвала горячие споры. Председатель Совета министров граф Сергей Витте предложил сохранить упоминание о самодержавной власти, изъять из царского титула определение «неограниченный» и оставить «самодержавный». Впрочем, изменение формулировки мало что означало, и недаром опытный сановник Александр Стишинский подытожил: «Следует только слово исключить, а власть сохранить».

Согласно статье 4 ОГЗ, «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть… повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть сам Бог повелевает». Из «основных законов» было устранено определение царской власти как неограниченной. Статьи ОГЗ подтверждали священность и неприкосновенность особы государя, устанавливали, что царь осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой, верховное руководство внешними сношениями, армией, флотом, финансами, назначает чиновников и т.д. Вместе с тем провозглашалось, что «Империя Российская» управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке, и повторялось положение манифеста 17 октября о том, что никакой закон не может последовать без одобрения обеих палат и воспринять силу без утверждения царя.

В Основных законах конкретизировались «незыблемые основы гражданских свобод», дарованные манифестом 17 октября. Провозглашалась неприкосновенность жилища, каждый российский подданный имел право свободно избирать место жительства и беспрепятственно выезжать за границу. Каждый подданный имел право устраивать собрания, устно и письменно высказывать свое мнение и распространять его посредством печати или иными способами. Разрешалось образовывать общества и союзы в целях, не противоречащих законам. Провозглашалась свобода совести. Характерно, что в Основных законах не было статьи, ограждающей тайны частной корреспонденции. Государство по-прежнему превалировало и над обществом, и над отдельной личностью. Основные законы являлись документом переходной эпохи, отпечаток противоречивости лежал на каждой статье. Но как бы ни критиковали эти законы, каким бы антидемократическим ни было их содержание, они все же стали определенным шагом в направлении к правовому государству.

Итак, Основные законы Российской империи законодательно оформили первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина). Оно получило название — Государственная Дума.

Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной Думы и Государственного Совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета и воспринять силу без утверждения государя императора». «Основные законы» определяли взаимоотношения Государственной Думы и Государственного Совета, а также этих палат с Советом министров и центральным аппаратом. Законы не принятые Думой и Советом, считались отклоненными; проекты, отклоненные одной из палат, могли быть снова внесены на рассмотрение только с разрешения царя. После опубликования ОГЗ в 1906 году царь формально лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом, однако специальный параграф 87-й статьи разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать любые указы и манифесты.