Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Деятельность III Государственной Думы

Работа Думы началась 1 ноября без особых торжеств. Император отклонил предложение П.А.Столыпина о приеме членов думы, заявив: «Теперь принимать ее рано, она себя еще недостаточно проявила в смысле возлагаемых мною на нее надежд для совместной работы с правительством». На первых же заседаниях III Думы образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).

Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. Образовалась особая группа прогрессистов: вначале 24 депутата, потом численность группы дошла до 36, позже на базе группы возникла Прогрессивная партия (1912–1917), занимавшая промежуточное положение между кадетами и октябристами. Лидерами прогрессистов были В.П. и П.П. Рябушинские. Радикально настроенные фракции – 14 трудовиков и 15 социал-демократов – держались особняком, но серьезно повлиять на ход думской деятельности они не могли.

Позиция каждой из трех основных групп – правых, левых и центра – была определена на первых же заседаниях III Думы. Черносотенцы, не одобрявшие преобразовательных планов П.А. Столыпина, безоговорочно поддерживали все его меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы пытались противостоять реакции, но в некоторых случаях П.А. Столыпин мог рассчитывать на их относительно доброжелательное отношение к предлагаемым правительством реформам. При этом ни одна из группировок не могла при голосовании в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. В подобной ситуации все решала позиция центра – октябристов. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то создавалось правооктябристское большинство (около 300 человек), если вместе с кадетами, то – октябристско-кадетское (около 250 человек). Эти два блока в Думе позволяли правительству лавировать и проводить как консервативные, так и либеральные реформы. Таким образом, фракция октябристов играла роль своего рода «маятника» в Думе.

За пять лет своего существования (до 9 июня 1912 г.) Дума провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный.

Пётр Аркадьевич Столыпин16 ноября 1907 года с декларацией правительства выступил П.А. Столыпин, который призвал Государственную Думу утвердить законы по аграрной реформе. Правительство, поддержанное правыми, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", свело на нет перспективы деятельности левого большинства. Большая часть законопроектов, выдвинутых кадетами, прогрессистами и др., была либо отвергнута Государственной думой, либо была блокирована Государственным советом (в т.ч. проект закона, облегчавшего положение старообрядцев). Были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде и др.

В 1909 году правые в Государственном Совете предприняли кампанию против принятого Государственной Думой законопроекта о штатах Морского генштаба на том основании, что Государственная Дума вторглась в прерогативы верховной власти. П.А.Столыпин и Государственная Дума были обвинены в стремлении захватить управление армией и флотом в свои руки; в результате законопроект не был утверждён императором Николаем II.

Одним из главных в деятельности Думы было обсуждение аграрных законопроектов. 14 июня 1910 года Государственная дума приняла аграрный закон, в основе которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями и дополнениями, 29 мая 1911 года в его развитие издано положение о землеустройстве. При его обсуждении выяснилась диаметрально противоположность взглядов оппозиции и октябристов. Оппозиция считала, что ради интересов государства необходимо наделение малоземельных и безземельных крестьян землей, большинство Государственной Думы стало на ту точку зрения, что разрешение аграрного вопроса возможно путем насаждения хуторского и отрубного хозяйства и разрушения общины.

Кадеты и левые голосовали против аграрного закона. Крестьяне-депутаты правых фракций, хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906 года, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший ликвидации помещичьего землевладения. Долго и трудно решался вопрос о принятии законов о социальном страховании. Депутаты от кадетов справедливо говорили, что если по государственному не решить рабочий вопрос, то рабочие пойдут на баррикады. Эти замечания нашли поддержку у трудовиков, которые потребовали охватить социальным страхованием не только индустриальных рабочих, но и строительных, и сельскохозяйственных. Осенью 1911 года началось обсуждение законопроектов. Все поправки, внесенные в комиссии кадетами и трудовиками, были на пленарных заседаниях отклонены голосами октябристов и правых. И только под давлением правительства, которое потребовало сохранить правительственную редакцию статей, обязывающих предпринимателей оплачивать расходы на излечение больных, в январе 1912 года страховые законопроекты были приняты Думой и поступили на рассмотрение верхней палаты. Государственный Совет одобрил их в мае 1912 года, и с июня они начали действовать.

Большое место занял в работе Думы вопрос о земстве. Третья Дума стала высказывать пожелания о введении земств в новых районах. Некоторые предложения не получили поддержки и не дошли до разработки законопроектов. Другие, внесенные правительством, были приняты в 1908 году Думой по Астраханской, Ставропольской, Оренбургской губерниям и Донской области (но в казачьих землях земств не было).

В 1912 году октябристы поддержали правых, проголосовав за предоставление правительству полумиллиардного кредита для выполнения военно-морской программы(морские реформы 1905-14 гг.). В январе 1910 года произошло объединение фракций умеренно-правых и националистов в партию и думскую фракцию "русских националистов".

В 1910-1911 гг. Государственная Дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского, в т.ч. внесённый П.А. Столыпиным в марте 1910 года законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения" (закон 17 июня 1910 года), он изымал из сферы действия сеймовского законодательства и объявлял общегосударственными все важнейшие области законодательства — финансы, железную дорогу, связь, образование, суд и др.

В мае 1910 года Государственная Дума приняла правительственный законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилёвская, Киевская, Волынская и Подольская), заложив деление избирателей на национальные курии - польскую и русскую, ограничив крестьянское представительство и др.

Законом, принятым Государственной Думой в апреле 1912 года, из состава Царства Польского были выделены восточная части Люблинской и Седлецкой губернии с образованием из них Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи. В начале 1911 года обострился конфликт Государственного Совета и Государственной Думы с правительством: в марте 1911 года Государственный Совет демонстративно отклонил принятый Государственной Думой законопроект о западном земстве. П.А.Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Государственный Совет и Государственную Думу, в течение которых законопроект был проведён в порядке 87-й статьи Основных законов. В знак протеста против действий правительства председатель Государственной думы А.И. Гучков подал в отставку.

Николай Гурьевич Полетаев (1872—1930) — революционер-большевик, один из первых российских социал-демократов, советский деятельНачиная со 2-й сессии, активизировалась деятельность социал-демократической фракции. Численность её сократилась до 14 человек за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Н.Г. Полетаевым. Депутаты фракции внесли в Государственную Думу ряд запросов (в т.ч. о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Государственной Думы, о Ленском расстреле (1912 г.)) и законопроектов (о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д.). Всего социал-демократическая фракция за время работы Государственной Думы внесла 162 поправки к законопроектам (все были отвергнуты Думой).

В III Государственную Думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный Совет внесли 2567 законопроектов. В 1909 г. правительство вопреки основным государственным законам изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Госсовет были распущены на 3 дня). Третья Дума в течение всего периода своей деятельности переживала постоянные кризисы, в частности, острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего, рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Открытие последней сессии 3-й Государственной ДумыСобственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. В целом, из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. Из них четыре было внесено Совещанием Думы. Из общего числа внесенных проектов 2346 (95%) были ею одобрены. Из числа одобренных нижней палатой законопроектов 97% приобрели силу закона, 2% не были утверждены императором, а остальные Государственный Совет либо отклонил, либо не рассмотрел, либо передал в согласительные комиссии, заключения которых не были рассмотрены одной из палат.

Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона.