Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Бижко Владимир Егорович

Бижко Владимир Егорович

Бижко Владимир Егорович родился 3 апреля 1921 года в селе Загрызово Боровского района Харьковской области в семье крестьянина.

В тяжелый голод 1933 года на Украине умерли отец и мать, и Володя остался один. Пришлось уйти «в люди». После нескольких месяцев скитаний Володя попал в детдом, где окончил неполную среднюю школу. В 1938 году детдом помог ему поступить в железнодорожный техникум в городе Славянске Донецкой области. Тяжело было учиться дере­венскому пареньку, но в то же время студенческая жизнь выковывала способность к выживанию, выносливость. Неподалеку от техникума находился аэродром аэроклуба. Владимир Бижко поступает туда и весной 1940 года получает удостоверение пилота. К этому времени он заканчивает два курса техникума. Летом 1940 года Владимир Бижко поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил летом 1943 года по специальности летчик-штурмовик, и получил первое офицерское звание - младший лейтенант. Затем молодой пилот был направлен на спецкурсы по изучению штурмовиков Ил-2. После окончания курсов, в том же 1943 году, младший лейтенант Бижко был направлен на фронт. Здесь он попал в 5-й штурмовой авиационный корпус, которым командовал генерал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза. Затем его перевели в 4-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию известного летчика генерал-майора авиации Георгия Байдукова. Отличился Владимир Бижко в первом же бою, когда штурмовики атаковали колонну немецких танков, спешивших в район боевых действий на Курской дуге.

Вскоре он был назначен командиром звена 92-го гвардейского штурмового авиационного полка. Только совершив десяток вылетов, летчик начинает распознавать, что делается на земле, учится уничтожать цели. И Бижко научился этому. К моменту наступления на Киев летчик-штурмовик Бижко стал мастером штурмовых ударов. После взятия Киева Бижко наградили первым орденом Отечественной войны 2-й степени, под Киевом ему пришлось первый раз покидать самолет Ил-2 на парашюте. Осенью 1943 года в условиях плохой погоды приходилось летать парами и даже одиночными самолетами на штурмовку железнодорожных станций, колонн автомашин на дорогах и других целей. Были совершены сложные бое­вые вылеты на Корсунь-Шевченковский, Белую Церковь, Рузин. Зимой 1944 года наши войска вышли на рубеж Львова.

Линия фронта стабилизировалась. Особое внимание уделялось разведке. Здесь, на Львовском направлении, лейтенант Бижко прославился как отличный воздушный разведчик. Именно ему командование доверило освоение нового авиационного фотоаппарата Щ-2. Из полетов он привозил ценные данные. Трудной и опасной оказалась судьба молодого летчика. Девять раз его сбивали вражеские зенитки. Приходилось сажать подбитый самолет в самых невероятных условиях, прыгать с парашютом даже за линией фронта, а потом лесами, болотами выходить к своим. Все вынес, все преодолел отважный летчик. На его счету 143 боевых вылета, уничтожено 12 немецких танков, 4 переправы, 6 крупных складов с боеприпасами, более 100 машин с войсками и грузами, 5 зенитных батарей, паровоз и свыше 50 железнодорожных вагонов, 40 других важнейших объектов противника.

За боевые подвиги он награжден орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны и многими медалями. В представлении на звание Героя Советского Союза В.Е. Бижко записано: «Грамотный, смелый летчик. Волевой командир. Обладает хорошими организаторскими способностями. Техника пилотирования и штурманская подготовка отличные. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил героизм, отвагу, боевое мастерство, искусство штурмового удара, сво­бодного поиска целей и разведки». Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года.

В 1947 году старший лейтенант Владимир Егорович Бижко уволился в запас и приехал в Куйбышев. Здесь начал он свою вторую, но уже мирную летную службу. Работал руководителем полетов аэропорта Курумоч. Проработал он здесь до выхода на пенсию в 1991 году. Умер в 2006 году.


Источники:

Михайлов А.И.  Герои земли Самарской. Самара, 2002,

Бижко Владимир Егорович. Сайт "Герои страны" (http://www.warheroes.ru)