Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

Тихонов Павел Иванович

Тихонов Павел Иванович

Тихонов Павел Иванович - командир авиационной эскадрильи 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия (АДД)), гвардии майор.

Родился 12 июля 1908 года в деревне Обшаровка ныне село Приволжского района Самарской области в семье крестьянина. Русский.

После окончания шести классов школы работал в крестьянском хозяйстве. В период с 1930 по 1936 год проходил службу в рядах Красной Армии. Окончил в Петергофе (ныне муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербург) авиационную школу младшего командного состава, а в 1934 году - Луганскую школу военных пилотов (Украина). Затем служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского военных округов.

В 1936 году демобилизовался. Работал в гражданской авиации в Уфе, Казани, Душанбе (ныне столица Таджикистана), а с января 1941 года - пилотом 3-го класса в 11-м гидроотряде в Иркутске. Летал на линии Иркутск - Якутск.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. К маю 1944 года совершил 224 боевых вылета по крупным целям врага, из них 210 - ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Тихонову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году демобилизован. Работал лётчиком-испытателем на Иркутском авиационном заводе.

28 сентября 1946 года в 11 часов 45 минут экипаж транспортного самолета Б-25 «Митчелл» под командованием П.И. Тихонова взлетел с заводского аэродрома для осуществления перелёта по маршруту Иркутск - Уфа. В 13 часов 30 минут радиосвязь с экипажем прервалась.

Как установила позже комиссия, борт потерпел крушение в 9 километрах от деревни Черманчет (район села Шиткино), в 610 километрах от аэродрома завода, с которого взлетел. Попав в низкую кромку облаков, экипаж ушёл с намеченного курса. Радиосвязь пропала, двигатели заработали с перебоями, горючее было на исходе. Командир экипажа П.И. Тихонов приказал членам экипажа перейти в хвост самолёта для аварийной посадки, чему подчинились только двое членов экипажа. При самой вынужденной посадке погибли все члены экипажа, кроме тех, кто перешёл в хвост самолета. Они позже и рассказали о происшествии.

Причиной катастрофы послужила слабая проработка маршрута, неготовность к полётам в сложных метеоусловиях, отказ радиосвязи, минимальная заправка топливом.

Трагически погиб 28 сентября 1946 года. Похоронен в Иркутске на Ново-Ленинском кладбище.

Лётчик-испытатель 3-го класса. Награждён двумя орденами Ленина (29.03.1942, 19.08.1944), двумя орденами Красного Знамени (в том числе 20.06.1942), медалью «За оборону Сталинграда».



Выписка из наградного листа:

Товарищ Тихонов в действующей армии с первых дней Отечественной войны, показал себя стойким, мужественным воином, преданным делу Ленина - Сталина и Социалистической Родине. Ему, как наиболее опытному, смелому и мужественному лётчику поручались самые ответственные задания, включая подсвечивание, поджёг, фотографирование целей, бомбардирование мостов и складов. Участвовал в налётах на железнодорожные станции Брянск, Минск, Харьков, Полтава, Смоленск, Киев, Витебск, Могилёв и другие.

В декабре 1941 года при бомбардировании моста через реку Волгу у города Калинина (ныне Тверь) самолёт атаковало звено истребителей противника. Товарищ Тихонов был ранен в руку, но продолжал управлять самолётом, и посадил его в поле, сохранив жизнь экипажу и матчасть.

14 января 1943 года участвовал в налёте на аэродром противника где, по данным разведки, уничтожено до 15 самолётов на земле.

30 января 1943 года с высоты 1000 метров бомбардировал железнодорожную станцию Щигры (Курская область). Серия бомб легла на эшелоны противника. Так же экипаж обстрелял из пулемётов эшелоны на подходе к станции.

10 марта 1943 года бомбардировал аэродром города Смоленска. Серия бомб легла по центру аэродрома, на взлетную полосу.

12 апреля 1943 года бомбардировал в сложных метеоусловиях город Кёнигсберг (ныне Калининград).

14 мая 1943 года участвовал в налёте на железнодорожную станцию Орёл.

Активно участвовал в боевой работе при осеннем наступлении Красной Армии. Совершал по 2 вылета за ночь. В боевой работе отличается тем, что после бомбардирования целей противника с низких высот обстреливает цели из пулемётов. 27 августа 1943 года допущен к исполнению обязанностей заместителя командира авиационной эскадрильи. С 27 августа по 20 сентября 1943 года руководил работой авиационной эскадрильи, замещая убывшего в отпуск командира. За указанный период эскадрильей совершено 100 боевых вылетов при некомплекте лётного состава.

За период с 24 августа по 7 сентября 1943 года ввёл в строй 3 лётчиков. Совместно со штурманом полка подготовил 11 молодых штурманов.

Как командир товарищ Тихонов энергичен, требователен к себе и подчинённым. Умело сочетает боевую работу с работой по руководству авиационной эскадрильей и подготовкой молодых кадров. Внимательно прислушивается к запросам подчинённых.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и геройство достоин представления к высшей правительственной награде - званию Герой Советского Союза.

Командир 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия Герой Советского Союза гвардии полковник Балашов.


Источники:

Тихонов Павел Иванович  на сайте "Герои страны" (www.warheroes.ru)

Тихонов Павел Иванович на сайте Википедии:

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Тихонов,_Павел_Иванович)