Вход

Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Самарская область
Самарская область

21 апреля - День местного самоуправления

10 июня 2012 года Президент России В.В. Путин подписал Указ №805 «О Дне местного самоуправления».

Новый праздник учрежден «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

Датой праздника установлен день 21 апреля – день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, подписанной Екатериной IIДатой праздника установлен день 21 апреля – день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, подписанной Екатериной II. Грамота состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей и устанавливала права и привилегии городов. Она закрепляла право собственности города на принадлежавшие ему «земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя...». Города получили возможность иметь школы, мельницы, харчевни, корчмы, постоялые дворы, трактиры, устраивать ярмарки, устанавливать места и время для торговли. Горожане обязаны были нести установленные «тягости», т.е. повинности и сборы, которые местные власти не могли увеличивать без разрешения правительства. От податей и служб полностью освобождались дворяне, военные и гражданские чиновники. Каждый город должен был иметь свой герб.

Права населения защищал городовой магистрат, который наблюдал за тем, чтобы оно не было обложено новыми повинностями и сборами без утверждения. Магистрат ходатайствовал о нуждах города перед вышестоящими учреждениями.

Городское население делилось на 6 разрядов или избирательных курий, заносимых в городскую обывательскую книгу: «настоящих городовых обывателей», «гильдейского купечества», «цеховых ремесленников», «иногородних и иностранных гостей», «именитых граждан», «посадских».

«Грамота» фактически положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Появление Дня местного самоуправления будет способствовать развитию гражданского общества, укреплению принципов демократии и институтов местного самоуправления.

Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальным органам, организациям и общественным объединениям рекомендовано проводить мероприятия, посвященные Дню местного самоуправления.

Местное самоуправление в России, СССР, Российской Федерации

Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. В 1917 году были приняты новые положения согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в 2003 году.

Земская реформа в Самарской губернии

Земские выборы в Самарской губернии были первыми в России.

Самара. Губернская земская управаВ 1864 году в Самарской губернии был создан Временный губернский комитет под председательством губернатора Н.П. Мансурова для проведения подготовительной работы по открытию земских учреждений. В июле 1864 года начали работу аналогичные уездные комитеты, а в декабре 1864 года во всех уездах Самарской губернии прошли выборы гласных.

Учредительное губернское земское собрание было созвано 28 февраля 1865 года. Открывая его, губернатор Н.П. Мансуров сказал: «По приведению в действие Положения о земских учреждениях Самарская губерния... опередила прочие губернии... я горжусь..., что сего числа открываю первое губернское земское собрание в Империи...».

На этом собрании были проведены выборы губернской земской управы и её председателя. Им стал действительный статский советник, член комиссии по проведению крестьянской реформы, предводитель дворянства Ставропольского уезда Леонтий Борисович Тургенев.

Первые сессии уездных земских собраний состоялись в сентябре 1865 года, а первое губернское земское собрание в губернии открылось 28 декабря 1865 года. По высочайшему повелению его председателем был назначен выдающийся русский философ, видный общественный деятель, историк и публицист Юрий Фёдорович Самарин.

За время своего существования Самарскому земству удалось осуществить немало значительных дел, в частности, в развитии народного образования и медицины; ветеринарного и страхового дела; в статистике.

На начало XX века в губернии насчитывалось уже 517 земских школ, 296 церковно-приходских и более 150 прочих школ с общим числом учащихся более 50 тысяч человек. Один учащийся приходился на 53 жителя. Начальным образованием было охвачено 60,5% детей. По проценту охвата Самарская губерния занимала 28 место из 93 губерний, округов и областей Российской Империи. В 1911 году был открыт учительский институт.

Самарское губернское земство нередко упрекали в том, что во всё время своего существования оно увлекалось культурно-просветительной и воспитательной работой в ущерб хозяйственной. Однако гласные настаивали, что от успеха народного образования зависит успех народа во всех его стремлениях и делах: «без образования ни земледелие, ни промыслы, ни торговля у нас не совершенствуются».

К. Лебедев. "В Земском собрании". 1907 г.К середине XIX столетия (1851 год) в Самаре имелась одна аптека и больница с одним врачом. В уездах не было ни одного врача, ни одной больницы и аптеки. В 1865 году в Самаре было 7 врачей (вместе с врачами губернской земской больницы), 26 фельдшеров, 360 кроватей для больных. В мае 1867 года в Самаре открылась земская фельдшерская школа, в январе 1868 года – Самарское отделение общества попечения о больных и раненых воинах общества Красного Креста. В 1899 году в Самарской губернии больниц и приёмных покоев

было около 70, из них 51 – в сельской местности. Из 19 городских больниц 7 (670 мест) содержались земством. В сельской местности больницы и приёмные покои (51 ед. на 510 мест) содержались исключительно земствами. В Самаре действовали первые в России кумысолечебницы – заведения земского врача Постникова и Путилова (1858).

Была создана санитарно-эпидемиологическая служба.

Значительные успехи были достигнуты в статистике. По результатам статистических исследований было издано 8 томов.

Развитие получили ветеринарное и страховое дело.

Самара. Земская школа. 1904-1908 гг.Земством много внимания уделялось продовольственному вопросу, особенно в 1873 и в 1891 годах, когда в губернии был страшный голод. Земство, пытаясь привлечь правительство к пересмотру вопроса о крестьянском хозяйстве, начало широкое общественное движение в пользу голодавших. В этом движении приняли участие Л.Н. Толстой и
Г.И. Успенский. Были предприняты и практические меры в борьбе с хроническими неурожаями: приглашены на службу уездные агрономы, создана участковая агрономическая организация, опытные станции, устраивались различные гидротехнические сооружения.

В 1880 – 1881 годах была предпринята обширная правительственная проверка Самарского земства. В представленном по результатам проверки заключении говорилось, что: «отправление земством лежащих на нём обязательных повинностей настолько удовлетворительно, насколько это возможно при данных условиях и средствах… Главная же заслуга земства заключается… в том, что оно сделало для народного здравия и народного образования».

Самарские органы земского самоуправления были упразднены постановлением V Губернского крестьянского съезда в январе 1918 года. В результате мятежа белочехов 8 июня 1918 года органы местного самоуправления были восстановлены и просуществовали до октября 1918 года, когда земские органы были окончательно ликвидированы.

Реформа местного самоуправления в Самарской области

Точкой отсчета реформы системы местного самоуправления стало Послание Президента России Владимира Владимировича Путина в декабре 2013 года. Именно тогда глава государства поставил задачу совершенствования общих принципов организации МСУ, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И тогда же из уст Президента прозвучала фраза, ставшая «крылатой», которая очень ёмко определила суть реформы: любой гражданин должен дотянуться до власти рукой.

Основная цель реформы – это укрепление местного самоуправления, реальное расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, создание условий для прихода в муниципальные структуры власти высококвалифицированных специалистов, неравнодушных людей, которые готовы взяться за решение многочисленных проблем и вопросов местного значения – в своем районе, на своей улице, в своем дворе. Как отмечал Президент России В.В. Путин, базовая идея реформы состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления.

В мае 2014 года и феврале 2015 года внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим марте 2015 года Самарская Губернская Дума приняла ряд законов, направленных на реформирование системы местного самоуправления в Самарской области.

Выборы в райсоветы Самары состоялись 13 сентября 2015 года, в единый день голосования. Они прошли по смешанной системе – как по партийным спискам, так и напрямую, по одномандатным округам.

Эти выборы стали точкой отсчета новой, реально действующей системы МСУ.

Закон Самарской области № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара» предусматривает наделение г.о. Самара статусом городского округа с внутригородским делением и образование в его составе девяти внутригородских районов, наделенных статусом муниципального образования. Районы города будут более самостоятельными, в том числе и финансово, и получат дополнительные полномочия.

В каждом районе Самары создаются свои представительные органы – советы районных депутатов численностью 24-40 человек. Срок полномочий райсоветов составит 5 лет. Дума г.о. Самара формируется из состава Советов депутатов внутригородских районов по предусмотренной законом норме представительства и состоит из 41 депутата. Ротация состава Думы будет проходить раз в 2,5 года. Депутаты будут работать на общественных началах.

Представительная власть будет выбирать исполнительную, задача которой – непосредственно решать насущные проблемы граждан. Глава г.о. Самара избирается Думой г.о. Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Главы внутригородских районов г.о. Самара избираются из состава представительных органов внутригородских районов г.о. Самара и исполняют полномочия председателей данных представительных органов.

Закон Самарской области от 30 марта 2015 года № 24-ГД «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области» установил, что глава городского округа, муниципального района Самарской области избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Уставом поселения Самарской области устанавливается один из следующих вариантов избрания главы муниципального образования:

а) глава поселения избирается представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию;

б) глава поселения избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.

Глава поселения, которое является административным центром муниципального района Самарской области, в котором полномочия местной администрации возложены на администрацию муниципального района, в соответствии с уставом данного поселения избирается представительным органом поселения из своего состава либо на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального района формируется из депутатов, избираемых представительными органами поселений из своего состава, а также глав поселений, избранных на муниципальных выборах.

Строгий и постоянный спрос с руководителей, возможность их ротации в зависимости от эффективности работы должны существенно повысить качество муниципального управления, снизить политические и коррупционные издержки.

Новое в законодательстве Самарской области (*.docx, 21 Кб)