Г.Я.Седов – первопроходец Арктики
100 лет со дня начала экспедиции Г.Я.Седова к Северному полюсу (1912)
Георгий Яковлевич Седов (1877-1914) – русский гидрограф, полярный исследователь, офицер военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества, почетный член Русского астрономического общества. Организатор экспедиции к Северному полюсу.
Георгий Седов родился в семье рыбака. Окончив школу, сбежал из дома и в 1894 году поступил в Ростовское мореходное училище.В двадцать один год он получил диплом штурмана дальнего плавания.
В 1901 году Седов добивается разрешения сдать экстерном экзамены за курс Морского кадетского корпуса. Получив звание поручика Адмиралтейства, Георгий Седов поступает на службу в Главное гидрографическое управление. В 1903 году он выполнял обязанности помощника начальника экспедиции под руководством Ф.К.Дриженко[1] по описанию Карского моря. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Каспийского моря, устья реки Колымы, Крестовой губы.
В 1912 году у Седова родился замысел экспедиции к Северному полюсу. К этому времени на Северном Полюсе уже побывали американцы Фредерик Кук[2] (1908 год) и Роберт Пири[3] (1909 год).Становится известно о том, что в 1913 году на покорение полюса собирается выйти Руал Амундсен[4].Принципиальным условием экспедиции Седов считал необходимость опередить на полюсе Амундсена.
Обосновывая свое стремление достичь полюса на собачьих упряжках, он писал весной 1912 года начальнику Главного Гидрографического управления: «Человеческий ум до того был поглощен этой нелегкой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием. Здесь, помимо человеческого любопытства, главным руководящим стимулом еще безусловно являлись народная гордость и честь страны».
Идея Седова формально находит отклик среди властей. За ее немедленное осуществление высказывается морской министр России Григорович. Николай Второй издает указ о предоставлении Седову двухгодичного отпуска на время экспедиции. Однако правительство отказало в финансировании экспедиции, выделив всего 10 тысяч рублей как «высочайше пожалованное пособие».В отказе было несколько причин.
Во-первых, горячий патриот, опытный путешественник и замечательный картограф, Седов все же не имел никакого опыта движения по дрейфующим льдам. Во-вторых, явные ошибки имелись в плане самого Седова.В-третьих, гораздо более выгодным представлялось вложение средств в экспедициюБрусилова на судне «Святая Анна»[5].
В итоге и правительство, и Географическое общество, формально разрешив экспедицию, не оказали никакого содействия в ее организации. Седов обратился к редактору журнала «Новое время» Михаилу Суворину с просьбой опубликовать объявление о сборе средств. Для меценатов были выпущены золотые, серебряные и бронзовые жетоны с надписью «Жертвователю на экспедицию старш. лейт. Седова к Северному полюсу». Деньги вносили не только россияне, обладателем золотого жетона стал норвежский полярный путешественник Фритьоф Нансен[6]. На частные пожертвования экспедиция в итоге была оснащена примерно на 60 процентов. При этом Седову продолжали чинить препятствия. Участник экспедиции В.Ю.Визе[7] писал: «Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено продовольствие, причем архангельские купцы воспользовались спешкой и подсунули недоброкачественные продукты. Наспех в Архангельске были закуплены по сильно завышенной цене собаки – простые дворняжки. К счастью, вовремя подоспела свора прекрасных ездовых собак, заблаговременно закупленных в Западной Сибири.»
28 августа 1912 года «Святой великомученик Фока» вышел, наконец, из Архангельска. Г.Я.Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина».На его борту были кроме самого Седова географ В.Ю.Визе, геолог М.А.Павлов, капитан судна Н.П.Захаров, штурман Н.М.Сахаров, врач П.Г.Кушаков, художник Н.В.Пинегин и семнадцать матросов.
Седов планировал уже в 1912 году переправиться на Землю Франца-Иосифа. Провести зимовку и с наступлением полярного лета начать путь на собаках к полюсу.
Последствия месячного опоздания с выходом в море из-за проволочек чиновников и трудностей с оснащением сказались сразу же. 15 сентября 1912 года на 77° с. ш. судно встретило непроходимые льды и не смогло достигнуть Земли Франца-Иосифа.
Экспедиция во время вынужденной зимовки на Новой Земле около полуострова Панкратьева провела множество метеорологических, магнитных и океанографических исследований и впервые составила карту северной и центральной части Новой Земли. Было найдено много расхождений с предыдущими картами. Седов в сопровождении матроса А.Инютина впервые обогнул на санях северную оконечность острова, а также прошел от Панкратьева полуострова до мыса Желания.
В 1913 году Г.Я.Седовым был открыт и назван мыс Дриженко (в честь Ф.К.Дриженко) у северной оконечности Новой Земли, в Баренцевом море.
21 июня 1913 года капитан Захаров и четыре члена экипажа были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. В письме к «Комитету для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран» содержалась просьба выслать к Земле Франца-Иосифа судно с углем и собаками. Из-за позднего прибытия группы Захарова и отсутствия денег в кассе комитета помощь экспедиции оказана не была.
Только 3 сентября 1913 года «Св. Фока» освободился из ледового плена и взял курс на север. Судно смогло достигнуть мыса Флора архипелага Земля Франца-Иосифа. Далее на пути «Св. Фоки» встал непроходимый лед. Началась вторая зимовка в бухте Тихая у северо-западной части острова Гукера.
Зимовка проходила в трудных условиях, не хватало топлива и пищи. Печки топили остатками тары, межкаютными переборками и жиром морских животных. Пищу добывали охотой. Среди участников экспедиции распространилась цинга. Заболел и Г.Я.Седов. В этих условиях члены экспедиции продолжали вести научные наблюдения, исследовали близлежащие острова, производя их подробную съемку. На корабле не было ссор, все старались поддерживать друг друга, беречь оборудование и собак.
Несмотря ни на что Седов продолжал подготовку к полюсному походу. Выход был назначен на 2 (15) февраля 1914 года. Вместе с Седовым шли два матроса – Г.Линник и А.Пустошный.Перед выходом он обратился к членам экспедиции: «Пришло время. Сейчас мы начнем новую попытку русских достичь Северного полюса. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу не беспокоиться о нашей участи. Если я слаб – спутники мои крепки; если я не вполне здоров, то посмотрите на товарищей, уходящих со мной, – они так и пышут здоровьем. Сегодня для нас и для России великий день. Долг мы исполним. Наша цель – достижение полюса, все возможное для осуществления ее будет сделано».
По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича.Через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход.2 марта показались на горизонте холмы самого ближнего к полюсу острова – острова Рудольфа. Разыгралась пурга, полярники поставили палатку. На следующий день вьюга стихла, и Седов сделал в дневнике запись: «Сегодня увидели выше гор впервые милое родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! Словно бы весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким. Мы ютимся в палатке, больные, удрученные под 82°северной широты». Это была последняя запись. 5 марта (20 февраля) утром, на восемнадцатый день похода, Георгий Седов умер. Спутники похоронили его на острове Рудольфа на мысе Аук.«Я и Пустошный, – вспоминал впоследствии Линник, – минут пятнадцать стояли на коленях и молча глядели друг на друга. Затем я взял чистый носовой платок и покрыл им лицо начальника. Первый раз в своей жизни я не знал, что предпринять».Затем они направились в обратный путь. Одна из собак – Фрам – осталась у могилы.
На корабль они вернулись через 10 дней. Экипаж, прочитав дневник Седова и заслушав рапорт Линника, решил закончить экспедицию и идти на юг.
Второго августа корабль дошел до мыса Флора, где моряки «Святого Фоки» увидели посреди арктической пустыни двух человек. Спасенными оказались штурманАльбанов и матрос Конрад – единственные оставшиеся в живых из экспедиции Брусилова на корабле «Святая Анна». Судно вмерзло в лед, и течением его стало относить на север к полюсу. Альбанов, с согласия капитана, забрал почту и ушел с корабля искать землю. Он чудом дошел до мыса Флора, но практически весь его отряд погиб в пути. Ни самого Брусилова, ни кого-нибудь из тех, кто остался с ним на «Святой Анне», больше уже никогда не видели.
На обратном пути «Св. Фока» добрался до рыбацкого становища Рында на Мурмане в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II.
По возвращении «Св. Фоки» в Архангельск администрация порта осмотрела его и составила акт, сухие и скупые строчки которого оказались не в состоянии скрыть весь драматизм экспедиции, страшные испытания, выпавшие на долю старого корабля и находившихся на нем людей: «Комиссия нашла судно «Святой мученик Фока» в следующем состоянии. Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет... Все указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива».
После возвращения «Святого Фоки» в Петроград богатейшие научные результаты экспедиции Седова, включая карты морских глубин и указание безопасных сроков и путей для мореплавания были преданы забвению более чем на 20 лет – частично из-за начавшейся Первой мировой, а частично из-за того, что формально все три крупные полярные экспедиции 1912 года (была еще экспедицияВ.А.Русанова[8]на «Геркулесе») кончились неудачей. Только в тридцатые годы материалы экспедиции Седова были опубликованы.
Седов погиб, не покорив полюса, но в его честь названо 11 мест на карте мира. Этот русский исследователь остался в истории России и в истории мировых географических открытий как офицер и ученый, пожертвовавший жизнью ради прославления Родины и пользы, которые его исследования могли ей принести. Как командир, который верил в людей и избежал бессмысленных жертв среди своей команды. Георгий Седов в 1912 сказал:«Кому как не нам, привыкшим к работе на морозе и заселившим север, дойти до полюса! И я говорю: полюс будет завоеван русскими!»
Мечте Седова суждено было сбыться лишь в 1937 году. В числе первых четверых русских, побывавших на Северном полюсе и водрузивших там национальный флаг, был И.Д.Папанин[9].
Флагшток и обрывки флага, который Седов стремился водрузить на полюсе, были найдены в 1938 году. А в 1977 году (в год 100-летия со дня рождения Г.Я.Седова) флагшток доставил на полюс атомный ледокол «Арктика».
Георгий Яковлевич Седов – один из прототипов капитана Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Образ Татаринова собирательный, и другими прототипами были также Роберт Скотт[10], Георгий Брусилов и Владимир Русанов.
[1] Федор Кириллович Дриженко – генерал Корпуса гидрографов, российский ученый-гидрограф, известный исследователь озера Байкал.
[2] Фредерик Альберт Кук (1865-1940) – американскийврач, полярный путешественник и бизнесмен, заявивший, что первым в истории человечества достиг Северного полюса21 апреля1908 года, за год доРоберта Пири. В 1909 году Пири и некоторые сотрудники Кука обвинили его в фальсификации данных. Дискуссии продолжаются по сей день.
[3] Роберт Эдвин Пири (1856-1920) – американский исследовательАрктики. В 1909 году объявил о покорении Северного полюса, что вызвало массу дискуссий. Официально считается первым человеком, достигнувшим Северного полюса после перехода по паковым льдам.
[4] Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен(1872-1928) – норвежский полярный путешественник. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911г.). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший непрерывный морской переход Северо-западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации – гидросамолетов и дирижаблей – в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Его именем названы многочисленные географические и иные объекты.
[5] Лейтенант Г.Л.Брусилов (1884-1914?) на шхуне «Святая Анна»должен был пройти Северо-восточным морским путем вдоль побережья из Петербурга во Владивосток. Успех этой экспедиции давал возможность перевозить более коротким путем грузы и прежде всего ценную пушнину. Эти цели были гораздо ближе и понятнее, чем исследование арктических вод и покорение Северного полюса экспедицией Седова. Две труднейшие зимовки раскололи состав экспедиции на два лагеря. Из покинувших шхуну выжило два человека, а «Святая Анна» с оставшимися членами экипажа, включая руководителя, была раздавлена льдами.
[6] Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен (1861-1930)– норвежский полярный исследователь, ученый, основатель новой науки – физической океанографии, политический и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты. В 27-летнем возрасте впервые в истории пересек на лыжах ледниковый покровострова Гренландия. В ходе попытки достижения Северного полюса – экспедиции на корабле «Фрам» – достиг 8 апреля 1895 года 86°13′36" с. ш. Методы передвижения и выживания во льдах и используемое им оборудование стали примером для подражания для многих полярников. С 1921 года был верховным комиссаром Лиги Наций по вопросам беженцев. Оказывал помощь голодающим Поволжья.
[7] Владимир Юльевич Визе (1886-1954) – полярный исследователь, океанолог, член-корреспондент АН СССР (1933).
[8] Экспедиция В.А.Русанована Шпицберген была официальной, организованной с одобрения правительства и на казенные средства. Основной целью ее было исследование угольных богатств Шпицбергена и подготовка там русского предприятия. По окончании работ на Шпицбергене три члена экспедиции доставили на материк часть собранных материалов. А Русанов с 10 спутниками направился на «Геркулесе» к берегам Новой Земли. Их следы теряются в 1913 году.
[9] Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986)– исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). В 1932-1933 гг. был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934-1935 гг. – станции на Мысе Челюскин, в 1937-1938 гг. – возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс».
[10] Роберт Скотт (1868-ок.29 марта1912, Антарктида) – капитан королевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателейЮжного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: «Дискавери» (1901-1904)и «Терра Нова» (1912-1913). Во время второй экспедиции Скотт вместе с еще четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его сотоварищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического изнеможения.